|
43 пользователь(ей) активно ( 25 пользователь(ей) просматривают ) Участников: 0 Гостей: 43 далее...
Сегодня нет Дней рождения.
|
: |
Написал Michael в 21/11/2009 9:16:04 (111 прочтений) Другие новости этого автора |
Правительственная комиссия первого вице-премьера Игоря Шувалова на следующей неделе должна принять за основу новую концепцию развития отечественного автопрома до 2020 года (см. документ). Согласно ей, Россия за 10 лет и 40 млрд евро должна проделать тяжкий путь от нынешних задворок мирового автостроения через передачу всей автопромышленности в управление иностранцам к светлому будущему, в котором она станет одним из ведущих производителей машин. В ней не будет места для нынешнего «АвтоВАЗа» и импортных авто.
От предыдущих программ нынешнюю отличает уровень детализации, не свойственный аналогичным документам, которые составляют обычно российские чиновники. Она представляет собой пошаговую инструкцию - от создания специальных руководящих органов до принятия этими органами конкретных мер - по реформированию отрасли и превращению ее в локомотив экономики. Разница в стилях объяснима: на сей раз над концепцией работали не только российские чиновники.
ПРОГРАММА ВНЕ КОНКУРСА
Программу развития российского автопрома Минпромторгу было поручено подготовить на совещании у Шувалова в октябре. В распоряжении Slon.ru оказалась версия документа, представленная первому вице-премьеру через месяц, 10 ноября.
В соавторы чиновники пригласили иностранного консультанта, - им стала американская Boston Consulting Group (ВСG) - она, например, готовила программу развития туризма в Санкт-Петербурге совместно с Минэкономразвития. Рабочая группа из консультантов и чиновников и написала пилотный вариант программы.
Правда, конкурс на выполнение работ по подготовке автопрограммы до 2020 г. со скромной стартовой ценой в 4,5 млн руб. Минпромторг объявил только 30 октября, когда документ уже был почти готов, а победитель конкурса должен быть объявлен лишь через две недели - 4 декабря. Почему проектные работы уже проведены BCG, в пресс-службе Минпромторга в четверг вечером объяснить не смогли.
Еще раз обсудить детали документа рабочая группа под председательством двух министров - Эльвиры Набиуллиной и Виктора Христенко - соберется в субботу. А в понедельник на совещании у Шувалова чиновники должны представить доработанную программу.
Впрочем, как уверяет источник в аппарате правительства, серьезных изменений по сравнению с уже написанной основой не планируется, все возможные сценарии авторам понятны и теперь проект только будет обрастать дополнительными подробностями.
ТРИ ПЛАНА, НЕ СЧИТАЯ АВТАРКИИ
Разработчики придумали четыре разных сценария развития.
Можно оставить все как есть и смириться с тем, что российские авто никогда не смогут конкурировать с импортными, которых на рынке будет все больше. За 10 лет это приведет к превращению России в площадку для сборки машин по контрактам и окончательному развалу производств комплектующих. Зато стоить этот сценарий будет совсем недорого - «всего» 12 млрд евро за те же 10 лет, причем 9 млрд составят инвестиции самих участников рынка.
Можно ограничиться созданием совместных производств, работая в основном на внутренний рынок, - это вполне достижимо без сверхусилий, считают разработчики. Стоить такой путь будет 25 млрд евро и половину затрат придется взять на себя иностранным партнерам.
Другой вариант - чудесное превращение России в одного из крупнейших независимых экспортеров автопродукции в мире. Шансы на успех авторы программы оценили как 50 на 50. Обойдется стране он недешево - за 10 лет государству придется выложить 40 млрд евро на создание, по сути, новой системы производства автокомпонентов и концентрацию производства самих автомобилей. Большую часть этих - около 29 млрд евро - предлагается закачивать в отрасль напрямую из бюджета.
Еще один вариант - закрыть рынок от конкуренции с импортом - был признан авторами совсем нереалистичным - карательные меры против восставших автомобилистов не предусматриваются.
ЦЕЛЬ ДАЛЕКА
Сейчас автопромом недовольны все заинтересованные стороны - потребителям не нравится качество и цена, работникам - постоянный страх увольнения, инвесторам - плохие финансовые результаты, а государству - социальная нестабильность и то, что автопром не является кормильцем бюджета, а, наоборот, пожирает казенные деньги.
Цель - сделать так, чтобы недовольных не осталось, а автопром стал двигателем модернизации: с нынешних 0,98% ВВП он должен вырасти до 3,28% ВВП при неизменном количестве работников.
Сравнив показатели работы автопрома в шести странах - России, Бразилии, Китае, Индии, США и Германии, чиновники и эксперты пришли к неутешительному, но очевидному выводу - производительность российского автопрома в разы ниже, чем в любой из этих стран, а ее продукция практически не способна конкурировать с импортом.
По прогнозу экспертной группы, 60% отечественного авторынка в 2009 г. придется на импортные автомобили - и это несмотря на рухнувшие из-за кризиса объемы поставок иномарок в страну. При этом доля автомобилей в экспорте практически равна нулю.
Одна из главных причин плачевного состояния автопрома - отсутствие в стране крупных производств. С 2000 г. дробление российского авторынка лишь усиливалось. Существование большого количества мелких производителей комплектующих и сильная раздробленность рынка продаж только усиливает проблему.
Отсутствие автокомпонентов - главная проблема. Производителей мало, продукция их низкого качества, а международным поставщикам комплектующих российский рынок из-за малых объемов сборки пока не нужен.
Вывод - российские автопроизводители сейчас нежизнеспособны, как «АвтоВАЗ», или находятся в сложном положении, как и сборочные предприятия (к примеру, «ТаГАЗ» и «Автотор»). Последним, по мнению авторов программы, несмотря на западный стиль управления, не хватает современного инжиниринга и масштабов производства.
Чтобы разгерсти эти руины, нужно выбрать самый амбициозный вариант, считают авторы программы. Поэтому целевым для всех 4 сегментов автопрома - производства легковушек, небольших коммерческих автомобилей, грузовиков и автобусов - предложено считать сценарий «крупный экспортер».
Производителям легковых автомобилей и легких грузовиков никак не удастся попасть сразу в автомобильный рай прямо из нынешнего запустения. Сначала им придется пройти чистилище.
ИНОСТРАНЦАМ НА ВОСПИТАНИЕ
Сначала весь российский автопром - включая «АвтоВАЗ» - должен быть передан в руки иностранцев (вариант «создание совместных производств»). Ныне существующие заводы должны быть очищены от долгов, лишних социальных обязательств, производства комплектующих и производственных циклов вроде собственных доменных печей. На тех же основаниях будут создаваться предприятия «с нуля».
Одновременно будет использован весь опыт Китая и Бразилии, которые прошли к созданию полноценного автопрома через тот же этап организации сборочных производств.
До 2016 года придется держать высокие пошлины на ввоз иномарок и части комплектующих - чтобы производства и того, и другого открывались в России. Государство будет диктовать условия создания СП - дополнительным аргументом здесь будут вливания бюджетных денег на 30 млрд евро, почти вся эта сумма, разумеется, уйдет на преображение производителей легковушек.
Но одних денежных вливаний и получения у иностранных партнеров интеллектуальной собственности для модернизации будет недостаточно. Авторы программы предлагают вне зависимости от выбранного пути развития принять набор мер поддержки рынка.
В него входят разработка программы по утилизации старых автомобилей и увеличение базовой ставки транспортного налога в зависимости от возраста автомобиля.
С 2012 г. планируется запретить компаниям использовать легковые автомобили старше 25 лет, а также легкие коммерческие грузовики старше 20 лет для перевозок грузов и старше 15 лет - для пассажирских перевозок. Грузовики старше 25 лет и автобусы старше 20 отправят «на отдых» с 2011 г.
ДЛЯ РЕШИТЕЛЬНЫХ ЛЮДЕЙ
Для реализации плана консультанты предложили наделить реорганизовать рабочую группу по реформе автопрома и выдать ей все полномочия и ответственность за принимаемые решения - так сделано в США, где аналогичная группа чиновников и экспертов оперативно спасает GM и других автопроизводителей.
В России же бюрократия может погубить даже самый лучший план. Как сказал один из авторов программы,«получилось достойно, но важно, чтоб был хоть какой-нибудь результат». |
|
Оствить закладку на эту новость на следующих сайтах |
|
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.
|
Сегодня еще нет самой читаемой статьи.
|
|
|
|
|
|