Дата: 13/11/2009 2:30:04
Раздел: 




Регионы заплатят за своих жителей, которым надо ехать. В этом году ожидаемые убытки от пригородных пассажирских перевозок могут составить около 35 млрд руб. Основная причина – нежелание региональных властей компенсировать потери в доходах ОАО «РЖД» и пригородных компаний от этих перевозок.

За 10 месяцев этого года объём компенсации за перевозки составил 1,88 млрд руб. Между тем только в рамках «пригородной» инвестиционной программы ОАО «РЖД» на реконструкцию и строительство объектов пассажирской инфраструктуры, а также техническое обслуживание и ремонт подвижного состава компании необходимо затратить более 30 млрд руб.

На вчерашнем селекторном совещании президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин отметил, что в нынешних условиях обеспечение безубыточности пригородных перевозок остаётся важнейшей задачей. Железнодорожники, выполняя более 20% пригородного и внутригородского пассажирооборота, получают не более 1% совокупных расходов регионов на транспорт и дорожное хозяйство. А уровень покрытия ими выпадающих доходов компании составляет менее 10% в целом по сети.

Из 73 субъектов Федерации лишь в 56 введено государственное регулирование тарифов, а экономически обоснованный уровень тарифов утверждён органами исполнительной власти всего в трёх областях: Кемеровской, Сахалинской и Еврейской автономной. Ещё четыре региона – Краснодарский край, Ростовская, Курганская и Орловская области – уровень тарифов согласовывают, но выпадающие доходы компенсировать не спешат.

При этом согласование договоров о пригородных перевозках, направляемых в администрации регионов, идёт крайне медленно. Это, по мнению президента ОАО «РЖД», ставит под угрозу организацию пригородных перевозок в следующем году.

Например, в проектах бюджетов Москвы, Московской, Челябинской, Воронежской, Ростовской, Ярославской, Калининградской, Читинской областей, Краснодарского и Ставропольского краёв субсидии на перевозки не предусмотрены совсем.

Владимир Якунин потребовал обеспечить надлежащую работу с регионами, в неё должны включаться не только специалисты причастных департаментов, но и начальники дорог, руководители профильных дочерних подразделений. Более эффективному решению проблемы будет способствовать также создание совместных с администрациями рабочих групп. Необходимо также усилить работу по подготовке закона «Об организации регулярного пассажирского железнодорожного сообщения в Российской Федерации» с внесением его на рассмотрение в Госдуму на весенней сессии 2010 года. Принятие закона позволит осуществлять пригородные пассажирские перевозки на основе социального заказа, выполняемого на договорной основе.

Договоры будут заключаться между перевозчиками и уполномоченными органами администраций, а регулированием тарифов предстоит заниматься государству.

Социальный заказ предполагает возмещение перевозчику потерь в доходах, которые возникают в связи с установленными льготами и преимуществами, а также в результате государственного регулирования тарифов.

Чтобы исключить финансовые потери от перевозки социальных льготников, ОАО «РЖД» предлагает сразу несколько мер, в том числе проезд только по разовым билетам. Помимо этого, начиная со следующего года Министерству здравоохранения и социального развития предлагается заключать договоры с пригородными компаниями на оказание услуг по перевозке льготников. ОАО «РЖД» также предлагает своё решение проблемы компенсации потерь доходов от перевозки студентов и школьников.

Как пояснил начальник отдела экономики и условий перевозок департамента пассажирских сообщений ОАО «РЖД» Владимир Обломов, пока тот, кто вводит регулирование тарифа, обязан возместить разницу между рентабельностью и установленным тарифом.

ОАО «РЖД» предлагает иной подход. «Речь идёт о том, чтобы регион заказывал необходимый ему объём перевозок, расходы по которым будут полностью возмещаться, – говорит он. – А те, что он покрыть не сможет, предполагается субсидировать из федерального бюджета.

Проблема пригородных перевозок должна решаться комплексно, считает начальник отдела реформирования транспорта и связи департамента государственного регулирования тарифов, инфраструктурных реформ и энергоэффективности Минэкономразвития Гамид Булатов. Необходимо классифицировать регионы по уровню платёжеспособности и устанавливать тарифы и субсидии исходя из этого. В регионах-донорах тарифы могут быть установлены на уровне, покрывающем затраты на перевозку, а власти должны решать, субсидировать пассажиров или нет. Что касается проблемных регионов, то там должны подсчитать количество пассажиров, которых необходимо перевезти. Исходя из этого будет определён размер субсидий, которые выделят на эти цели из федерального бюджета.

Что касается федеральных льготников, то их перевозку компенсирует госбюджет. Те же льготы, которые устанавливает регион, должны быть компенсированы по максимуму из местного бюджета. Решение вопроса о компенсации убытков ОАО «РЖД» не должно оставаться проблемой компании. Однако ключевые факторы – повышение ответственности регионов, социальный заказ и внутренняя оптимизация ОАО «РЖД» – должны привести к уменьшению средств, которые будут выплачиваться из федерального бюджета, а не к увеличению выплат год от года даже при условии, что количество пассажиров будет расти.

В Министерстве финансов «Гудку» пояснили, что инициативы РЖД поддерживать не будут. Регионам из бюджета выделяются нецелевые дотации, в том числе и на транспортное обслуживание. На что тратить средства, там определяют сами. То, что на железнодорожный транспорт выделяется недостаточно денег, уже не в компетенции Минфина.

Справка «Гудка»

По расчётам специалистов ОАО «РЖД», в следующем году на компенсацию расходов, связанных с пригородными перевозками, в госбюджете необходимо предусмотреть 30,5 млрд руб., в 2011 году – 32,8 млрд руб., в 2012 год – 33,8 млрд руб. Для компенсации перевозок социальных льготников необходимо включить в федеральный бюджет 12,5 млрд руб. на 2010 год, 13,9 млрд руб. – на 2011 год и 15,4 млрд руб – на 2012 год.


Эта статья взята СЃ сайта kr26.ru Железногорский интернет-портал
Адрес этой статьи:


При полном или частичном использовании материалов сайта ссылка на KR26.info обязательна.
Адрес электронной почты: info@KR26.info
Дизайн, разработка и поддержка сайта: Michael_A_Gayduk