Дата: 22/03/2008 8:32:09
Раздел: 




(Андрей Хохлов, "Труд-Енисей", 21.03.2008)

Это случилось на Манском аэродроме, где экипаж вертолета Ми-8, принадлежащего МЧС, совершал учебно-тренировочные полеты. Поднявшись в очередной раз в воздух, командир "восьмерки" принял экстренное сообщение РП - руководителя полетов: "На вашем эшелоне - неустановленное воздушное судно, опасное сближение!". Как учат летные наставления, пилот резко отвернул машину - с земли было хорошо видно, что расстояние между Ми-8 и затесавшимся на ту же высоту Як-12 не превышало трехсот метров, тогда как минимальное требование в подобных случаях - два километра. Вертолет тут же благополучно сел, но на этом детективно-воздушная история не закончилась.
- Что это еще за Як? Откуда он взялся? Вы видели опознавательные знаки? - поинтересовался руководитель полетов у пилотов МЧС. Те ничего не знали: "На связь не выходит, и все тут. Кто такой, неизвестно". В свою очередь, среди документов Манского аэродрома отсутствовала заявка на вылет какого-то ни было Як-12. Подняться в воздух без такого разрешения и опознавательных знаков - это все равно, что выехать из гаража без прав и автомобильных номеров. Диалог между обеспокоенными РП и командиром вертолета был краток: "Догоню, узнаю, что это за борт".

Як - самолет маленький и от "ми-восьмого" уйти не может - разные весовые категории. Поэтому, вероятно, пилот-преследователь увлекся и, как сообщили корреспонденту "Труда-Енисея" в Енисейской транспортной прокуратуре, уже сам на этот раз допустил опасное сближение с легкомоторной крошкой. Иными словами, чуть не порубил ее в капусту лопастями огромного винта. Места там хоть и малолюдные, но населенные, и никакой гарантии того, что трагедии не случится, не было. Не говоря уже об опасности для жизней четырех летчиков в Ми-8 и Як-12.

Погоня закончилась удачной посадкой - к счастью, никто не пострадал. "Летучий голландец", как установили уже на земле, принадлежал общественной структуре - Федерации любителей авиации, у которой на счету таких ЧП сколько угодно. И дальше за дело взялась прокуратура.

- Выяснилось, что оба командира нарушили одиннадцатую статью российского кодекса об административных правонарушениях, - рассказала нашей газете помощник прокурора Марина Сизых. - А именно - пренебрегли требованиями по выдерживанию безопасных высот полета. Наказание предусматривает штраф - до пяти тысяч рублей. Кроме того, командир "Яка" не имел права вообще подниматься в воздух.

Это еще не все. Видимо, день был такой: не только летчики летали как бог на душу положит, но и с земли ими командовали больше по велению сердца, чем по лицензии. "Руководитель полетов был представителем РОСТО - российской оборонно-спортивной технической организацией. И не имел права на подобный статус - он мог быть лишь помощником", - пояснили нам в прокуратуре. В итоге можно констатировать - над Манским аэродромом было учинено авиационное ралли на грани фола. Причины происшествий, как утверждают эксперты, не только в личной безответственности пилотов и наземных служащих. Система получения допусков на взлет в Красноярском крае сегодня такова, что, например, манскому летчику надо ехать за документами в Емельяновский район - это больше сотни километров. Авиационная инфраструктура еще советских времен стремительно ветшает, специалистов все меньше и меньше, содержать многие пункты обслуживания воздушных трасс некому.

- Сегодня одна из основных проблем безопасности в воздухе - несанкционированные полеты Федерации любителей авиации. Это, к сожалению, общероссийская тенденция, - констатирует ситуацию Марина Сизых.

И в прокуратуре, и в "большой" авиации, где с тревогой наблюдают за заметно участившимися случаями опасных сближений среди летающих "младших братьев", считают: с ростом благосостояния российских граждан число авиапроисшествий возрастет. Аналогично тому, как усиливается опасность на дорогах. Приобрести собственный самолет сегодня в принципе не проблема, были бы деньги, а сообщений о случаях покупки лицензии на полеты гражданами, которым-то и велосипед доверять опасно, достаточно. Начнем с того, что Манский аэродром - вообще место несчастливое, если не сказать трагическое. Осенью 2002 года в самолете Ан-2 тут заживо сгорели двенадцать человек, в крае объявили траур. Кстати, третий траур за тот ужасный год, и во всех случаях - из-за авиационных катастроф: сначала Ми-8 с Лебедем, потом такой же вертолет на Таймыре, и, наконец, манская трагедия.

Пилоты называют своих "несанкционированных" коллег партизанами. Один такой специалист по полетам без правил недавно дал интервью: "Я знаю, что если меня собьет ПВО, то хотя бы помру в воздухе, а не в приемной в очереди к заведующему сводно-загрузочными листками" - волокита везде одна и та же.

- По большому счету - что мне будет за нарушение режима воздушного пространства? Не ПВО же за мной на "воронке" приезжать будет. Вот когда будет налажено соответствующее взаимодействие ПВО и МВД, тогда вопрос будет уместен, - откровенничает нелегальный пилот. Можно не сомневаться, что таких по всей стране сотни.


Эта статья взята СЃ сайта kr26.ru Железногорский интернет-портал
Адрес этой статьи:


При полном или частичном использовании материалов сайта ссылка на KR26.info обязательна.
Адрес электронной почты: info@KR26.info
Дизайн, разработка и поддержка сайта: Michael_A_Gayduk