Предприимчивость - национальная черта китайцев. Традиционно малый бизнес в Поднебесной развивался как кустарное производство. Сейчас именно небольшие компании стали двигателем научно-технического прогресса.
Типичная для южного Китая маленькая мастерская по производству популярных ныне развивающих игрушек. Количество рабочих - пять человек. Как показал опыт, малые компании маневреннее крупных и проще в управлении. Каждая в отдельности, маленькая фирма лишь капля в море, но вместе взятые они сила.
Именно с кустарного производства начиналось китайское частное предпринимательство. Три десятилетия спустя правительство по-прежнему считает это направление очень важным.
"Социальный вклад малого бизнеса в развитие страны состоит прежде всего в создании рабочих мест для населения. Крупный капитал не любит проекты, связанные с большой концентрацией рабочей силы. Это утверждение верно для любой страны. Возьмите, к примеру, список крупнейших компаний, публикуемый ежегодно журналом Fortune. Из года в год их капитализация увеличивается, а количество персонала сокращается", - говорит Ли Цзиньлян, профессор института экономики и менеджмента университета Цинхуа.
По статистике в Китае насчитывается порядка трех миллионов малых предприятий и почти тридцать миллионов индивидуальных предпринимателей. Малый бизнес обеспечивает работой около шестидесяти процентов трудоспособного населения, и его благополучие означает благополучие общества в целом. Для поддержки малого бизнеса в Китае существуют государственные фонды, но главное направление - это информационная поддержка. Люди все сделают сами, нужно только их научить.
"В нашем университете вот уже десять лет каждый студент может бесплатно прослушать практический курс о том, как начать свое дело, - рассказывает Ли Цзиньлян. - В рамках этого проекта мы сотрудничаем с Калифорнийским университетом в Беркли. Этот курс дает базовые знания, необходимые для успешного ведения бизнеса".
Как ни удивительно, малые предприятия являются в Китае двигателем научно-технического прогресса. Именно в этом секторе производится больше всего инноваций, изобретений и технических новинок. Проектные бюро, исследовательские лаборатории, дизайнерские агентства. Множество таких компаний сосредоточено на территории технопарков, где власти создают для инновационного бизнеса необходимую инфраструктуру. Впрочем, для многих временная прописка в технопарке это лишь первый шаг. Ведь плох тот малый бизнес, который не мечтает стать большим.
Как утверждают эксперты, немаловажным фактором экономического развития является национальный менталитет. Жители Поднебесной гордятся своей предприимчивостью и из года в год подтверждают свою репутацию прирожденных бизнесменов. Ведь у китайцев, как известно, предпринимательство в крови.
|