
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) опубликовала предварительные результаты прошлогоднего тестирования уровня знаний школьников из 57 стран мира - так называемый рейтинг PISA (Programme for International Student Assessment).
Согласно результатам PISA-2006, самые образованные подростки живут в Финляндии. Второе и третье место заняли учащиеся из Гонконга и Канады.
Россия, по предварительным оценкам и с учетом погрешности, заняла 33-38 место из 57 представленных. В списке с ней соседствуют Люксембург и Италия, ненамного отстающая от России по уровню образованности молодежи.
Учащиеся этих стран по итогам прошлогоднего тестирования получили меньше 495 очков, что по шкале оценок PISA означает уровень знаний «ниже среднего». В той же группе оказались подростки из США (489 очков), Латвии и Словакии.
Знания «выше среднего», то есть выше среднестатистической нормы ОСЭР, показали школьники из 20-ти стран, набрав более 505 очков. В числе таких стран, в частности, - Тайвань, Эстония, Япония, Новая Зеландия, Австралия, Нидерланды, Лихтенштейн, Корея, Словения, Германия, Великобритания, Чехия.
Пять стран, включая Венгрию и Швецию, показали среднестатистический результат.
Последнее место в списке присвоено Киргизии, учащиеся которой набрали 322 балла.
Тест на любознательностьPISA считается самым авторитетным международным рейтингом уровня знаний учащихся средних школ из разных стран мира.
Это тестирование ОЭСР проводят раз в три года среди 15-летних школьников в десятках стран мира, в совокупности отвечающих за 90% мирового ВВП и не обязательно являющихся членами ОЭСР.
Исследование PISA можно назвать исчерпывающим и достоверным, но не всегда однозначным.
Поскольку в разные годы при тестировании школьников проверяются разные навыки, то сравнивать результаты тестов разных лет не совсем корректно.
Например, при тестировании в 2000 году главное внимание уделялось проверке навыков чтения, в 2003 году - знаний по математике.
В 2006 году вопросы касались, в основном, естественнонаучных дисциплин, интереса к науке в целом и способности подростков использовать научные знания в повседневной жизни.
Клонировать или не клонировать?В первую очередь, эксперты пытались понять, могут ли школьники отличить научные аргументы от псевдонаучных и могут ли они применить свои знания для решения современных проблем.
Тест затрагивал огромный спектр вопросов, начиная от бытовых, заканчивая глобальными:
Каким образом бактерии приводят к возникновению кариеса?
Можно ли заразиться ВИЧ при контакте с грязной водой?
Почему правительства ряда стран запретили клонирование?
Какая деятельность человека может привести к изменению климата?
Отдельно проверяется интерес учащихся к науке.
Насколько вас интересуют следующие вопросы?
Насколько форма чашки влияет на скорость остывания кофе?
Какова атомная структура дерева, воды и стали?
Почему разные вещества по-разному проводят тепло?
Варианты ответов: очень интересует, интересует, почти не интересует, не интересует.
Комментируя исследование по программе PISA, генеральный секретарь ОЭСР Анхель Гурриа отметил, что этот рейтинг призван сориентировать правительства разных стран при разработке стратегий в области образования.
«Сегодня при высокой конкуренции в глобальной экономике, качественное образование - один из самых ценных активов, которым может обладать общество и человек», - говорит Гурриа.
В этом смысле, по мнению Гурриа, PISA - значительно больше, чем просто рейтинг: «Это показатель того, насколько хорошо индивидуальные системы образования готовят молодых людей к завтрашнему дню».
ПогрешностьПоскольку выборочная часть учащихся экстраполируется в этом исследовании на всю страну, эксперты ОЭСР обращают внимание на погрешность. Все данные, приведенные в рейтинге, точны в 95% случаев.
Места, отведенные странам, также ранжированы с учетом погрешности.
В 2006 году в тестировании PISA приняли участие более 400 тыс. учащихся их 57 стран мира. Окончательные результаты теста, а также сравнительный анализ образовательных систем в разных странах мира будут опубликованы на сайте ОЭСР 4 декабря.