Дата: 27/08/2008 12:04:12
Раздел: 




(Майя Сухорукова, "Красноярский комсомолец", 27.08.2008)

Большая политика против маленьких автобусов

На днях решила съездить в гости к подруге. Уже привыкла по пятнадцать минут ждать 29-й маршрут. Он не виляет по объездным, целенаправленно идет из пункта А в пункт Б. Это удобно. На этом маршруте работают (за единичным исключением) только пазики. Наверное, солидные дети и тети на автобусах ни в булочную, ни в другие места не ездят, поэтому и решили они маленькие автобусы заменить автобусами большей вместимости. Душу эта идея не греет. Хотя бы потому, что ждать тот же 29-й придется по полчаса. А мы не в Африке живем: холодно у нас не только зимой, но и летом. У противников же этих нововведений есть и более веские основания.
Накануне

Не далее как в апреле этого года продукты Павловского автобусного завода уже были фигурантами всеобщих споров. Чиновники поднимали вопрос об изгнании с красноярских дорог однодверных пазиков. Тогда в департаменте автотранспорта бойкот маленьким автобусам объясняли просто - в них мало места, а потому тесно. Да и при авариях люди получают больше увечий, чем в больших автобусах. Выхода власти видели два. Первый - менять ПАЗы на транспорт большей вместимости. Второй - врезать еще одну дверь в старые машины. Страсти кипели, автобусы "оперировали". За немалые, к слову сказать, деньги многие перевозчики имплантировали своим машинам вторые двери.

Сейчас

В августе над пассажирскими перевозками тучи снова сгустились. И опять два лагеря. По одну сторону баррикад - департамент транспорта со своими реформами в сфере общественного транспорта. По другую - сами перевозчики, которые этими реформами возмущены. Антимонопольщики называют ситуацию откровенным выживанием с рынка общественных перевозок. Говорят: закон о конкуренции грубо нарушается.

- Возмущает то, что органы местного самоуправления, действуя якобы в интересах горожан, не ориентируются в этих интересах,- признается юрист компании-перевозчика "Фортуна и К" Татьяна Шипковская. - Мы собрали три мешка писем от красноярцев, которые против политики властей.

Первичная профсоюзная организация "РУСАЛ-Красноярск" составила письменное обращение на имя начальника департамента транспорта г-на Девяткина. Письмо подписали почти десять тысяч работников, которые вынуждены каждый день добираться до промплощадки на автобусах. Сотрудники предприятия обеспокоены, что в связи с транспортной реформой "фактически прерывается прямое сообщение с правым берегом". Чиновники на письмо ответили - поблагодарили за участие в обсуждении проекта.

То есть мнение как минимум десяти тысяч человек относительно транспортных нововведений не учитывается. Десяти тысяч, которым, в отличие от многих из департамента транспорта, автобусами пользоваться приходится. Однако с подачи перевозчиков обсуждение ситуации дошло до прокуратуры, которая на данный момент разбирается в законности нововведений.

- Ситуация сложится таким образом: сначала нужно создать дефицит, а потом выбить деньги из бюджета, - прогнозирует Татьяна Шипковская. - Уйдут частные компании с арены, и через два-три года город почувствует острую нехватку автобусов. Естественно, будут просить дотаций из бюджетных средств. Татьяна Юрьевна, ссылаясь на слова сотрудников управления Федеральной антимонопольной службы по краю, рассказывает, что транспортники ополчились не только на малый транспорт. Те из нынешних предпринимателей, у кого есть большие машины, департаменту тоже не по душе. Говорит, властям нужны конкретные перевозчики с конкретными автобусами. Вот и создается впечатление, что все здесь давно поделено. Сегодня в УФАС по Красноярскому краю рассмотрят "дело в отношении администрации Красноярска по факту принятия положения, ограничивающего конкуренцию на рынке пассажирских перевозок города". Может, и встанет после этого транспортный вопрос на законные рельсы...

Цена вопроса

Убыточные маршруты власти намерены кормить кусками из бюджетного пирога. Стоит этот кусок - более миллиарда рублей.

Соответственно, если увеличивается количество муниципального транспорта (а в департаменте обещают его рост до 50 процентов), то вырастет и "аппетит". Тут и без калькулятора посчитать можно: из бюджета будет уходить не миллиард, а все два, потому что 99 процентов денег достается именно муниципальным транспортным предприятиям. Воплощение в жизнь этого сложного проекта - "новая транспортная схема краевого центра" - произойдет за счет сокращения количества ПАЗов. По подсчетам депутата горсовета, известного красноярского юриста Александра Глискова, больше 60 процентов общественного транспорта будет представлено большими ЛиАЗами и "Волжанинами". А эти автобусы в 3 раза дороже купить и в 2 раза - обслуживать. Получается, что, удовлетворяя аппетит общественного транспорта, мы экономим, например, на школьном питании. Ну или на строительстве детских садов, очередь в которые давно перевалила за 20 тысяч человек.

Мнения

Такой переход невыгоден для бюджета, считает депутат Глисков.

- Надо жить по средствам, я считаю. Вот и давайте выбирать транспорт, который мы в состоянии себе позволить. Неоправданные траты могут привести к плачевному исходу, - рассуждает Александр Александрович.

Транспортники указывают на то, что продукция Павловского завода не предназначена для перевозок в городских условиях. Мол, в салонах душно и тесно. И уверены власти отчего-то, что большие автобусы - воплощение комфорта. По мне так - одинаково приятно: хамящие кондукторы и там и там, ноги отдавливают с одинаковым постоянством что в ПАЗе, что в его большом брате. А в летнюю духоту длинные автобусы так вообще находка для гестапо: многие не оснащены форточками, и проезд превращается в пытку.

На соответствующий запрос в департаменте обеспечения безопасности дорожного движения ответили: "Ограничения на использование автобусов такого класса во внутригородских перевозках пассажиров в действующих нормативных правовых актах отсутствуют". Другими словами, утверждения чиновников о незаконности использования маленьких автобусов в городе - беспочвенны.

Еще один немаловажный фактор - загрязнение окружающей среды.

- Пазик - единственный автобус, который ездит на газе. Получается, что экологически он в 3 раза безопаснее больших автобусов, заправленных бензином или дизелем, - уверен Глисков.

Время и деньги

Удовольствие проехаться в общественном транспорте, как решили парламентарии, стоить будет 11 рублей. Новость номер два: из-за сокращения маршрутов увеличится интервал между автобусами одного направления. Если раньше ждать маленький автобус приходилось 3-4 минуты, теперь нервно курить в ожидании этого же пазика придется уже минут девять. Соответственно, ликвидация "маленьких" с красноярских дорог и замена их на ЛиАЗы увеличит это время в два раза. Очень "своевременное", надо сказать, изменение в начале осени.


Эта статья взята СЃ сайта kr26.ru Железногорский интернет-портал
Адрес этой статьи:


При полном или частичном использовании материалов сайта ссылка на KR26.info обязательна.
Адрес электронной почты: info@KR26.info
Дизайн, разработка и поддержка сайта: Michael_A_Gayduk