Дата: 13/08/2008 12:00:00
Раздел: 




(Евгений Волошинский, "Вечерний Красноярск", 13.08.2008)

Увеличение доли водочных акцизов, которые регионы смогут оставлять у себя, должно привести к развитию алкогольного производства в крае. Однако на что пойдут дополнительные деньги, вопрос открытый.
Первые вехи

Принятые 5 августа этого года поправки в Бюджетный кодекс должны изменить ситуацию с производством алкоголя в регионах в лучшую сторону. Согласно этим поправкам теперь 40% алкогольных акцизов будут оставаться в регионах, где они были собраны, а 60% из них пойдут в федеральный бюджет. Напомним, ранее это соотношение было на уровне 20% и 80% соответственно.

Все это не создавало предпосылок к развитию отрасли в регионах. Так, например, в Кабардино-Балкарии, одном из лидеров ликероводочного производства, в 2000 году, когда 50% акцизов оставалось в регионе, работало 50 ликероводочных заводов, сейчас же чуть больше трети. Не обошла сия участь и Красноярский край. На сегодня в крае нормально функционирует лишь два из семи ликероводочных заводов: "Шушенская марка" и "Ярич". Правда, есть еще два предприятия - "Сибирская винная компания" (бывший завод "КВИН") и таймырская ПТК "МИГ", но их объемы достаточно малы.

- С увеличением доли акцизов, остающихся в крае, были приняты соответствующие меры по улучшению нашей жизни как производителей, - говорит генеральный директор "СибАлко" Алексей Герасимов. - Сегодня ведется серьезная работа по запуску предприятий, и администрация края четко контролирует этот процесс.

Руководитель Енисейской алкогольной ассоциации Валерий Анохин также уверен, что увеличение доли акцизов, остающихся в регионе, подтолкнет эти регионы к восстановлению своей алкогольной промышленности.

- Нас бы точно подтолкнуло, если бы мы раньше этого не сделали, - говорит Анохин. - По сути, эти поправки еще раз подтверждают правильность выбранной нами стратегии по запуску всех алкогольных предприятий края.

Действительно, еще до конца этого года должны заработать многие предприятия отрасли: "Минал", Канский ликероводочный завод, на который заходит "Байкалфарм". Также планируется закончить реконструкцию на спиртовом заводе в Боготольском районе и уже к середине осени выпустить первый спирт. Мощность этого предприятия, кстати, 750 тыс. декалитров в год. К тому же на подходе еще и Знаменский спиртовой завод.

- Запуск последних двух предприятий позволит нам обеспечить все алкогольное производствокрая местным спиртом, - говорит Анохин, - и добиться того, что 30 - 40% всей ликероводочной продукции, реализуемой в крае, будет местной.

К тому же, по словам Анохина, уже к 2010 году помимо обозначенных 40% акцизов в краевой бюджет будет отчисляться и 10% от денег населения, потраченных на покупку алкоголя. Это позволит увеличить доходы бюджета от алкогольной промышленности до 3 млрд руб. против 2,1 млрд в этом году. И это еще без учета спирта и пива.

На первый взгляд может показаться, что на фоне двукратного увеличения акцизов прирост поступлений в бюджет небольшой - примерно 42%. Однако не стоит забывать, что в эти 2,1 млрд руб. включены и алкогольные субвенции. Впредь же алкогольных субвенций не будет, а акцизы будут получены с прямых продаж.

Местные чаяния

В столь радужной картине не обошлось, однако, и без ложки дегтя. По сути, краевым производителям винно-водочной продукции вряд ли удастся сильно развить собственное производство. Ведь производить, не имея возможности продать, просто бессмысленно. А практика последних лет показывает, что как раз продавать-то нашим виноделам и не удается. -

В прошлом году объем рынка винно-водочной продукции в крае составил около 6 млн декалитров, из которых 3,6 млн пришлось на крепкие напитки (водка, коньяк, виски и т. п.), - говорит Анохин. - В этом объеме доля местных производителей составила лишь 624 тыс. декалитров, увеличившись за год лишь на 84 тыс.

По сути, получается, что красноярцы предпочитают продукцию производителей из других регионов. Виной тому, по мнению Анохина, является отсутствие больших рекламных и маркетинговых бюджетов у местных производителей. "Плюс так называемая плата за вход, которую практикуют розничные сети", - подытожил глава алкогольной ассоциации.

- Вообще в перспективе уже существующие и вновь запускаемые заводы способны производить до 3 млн декалитров в год, - уверен Анохин. - Однако производить, что называется, в стол никто не будет. Продвижение же требует значительных финансовых затрат.

Получается, что заводы в крае будут работать почти вхолостую. Производители, однако, надежды не теряют. Тот же Герасимов уверен, что для увеличения доли местных брендов на рынке необходимо, во-первых, отладить взаимодействие всех ветвей власти. - И отдел потребительского рынка в лице Енисейской алкогольной ассоциации, и налоговые органы, и пожарные, санитарные структуры - все должны работать вместе, чтобы решать задачу по поддержке местного производителя, - уверен руководитель "СибАлко". - В этом случае запускаемые сегодня производства стартуют быстрее, да и работать будут лучше.

Вторым шагом на пути наращивания объемов производства должен стать вывоз продукции наших ликероводочных заводов за пределы края, благо рынки других регионов готовы принять нашего производителя. "Рынки Иркутска, Бурятии и Кемерова достаточно бедны по ассортименту, - говорит Герасимов. - В Бурятии, например, вообще только местная водка, потому есть все шансы входить и продавать. Правда, для начала необходимо запустить все обозначенные в планах предприятия и дать им развиваться".

И третьим, последним шагом должно стать "вымывание" с рынка некачественной и безакцизной водки, доля которой в обороте рынка Красноярска и края, по оценкам Анохина, составляет порядка 12 - 14%. Ограничения на ввоз, контроль за розницей, работа с поставщиками - все это должно привести к вытеснению контрафакта. "Тогда вновь запустившиеся предприятия смогут заполнить образовавшуюся пустоту на рынке, заполнив ее местной водкой, и нарастить свое влияние в регионе", - уверен Герасимов.

Получается, что при всей оптимистичности перспектив краевой алкогольной промышленности говорить о ее мощном развитии пока не приходится. Как и о существенном увеличении доли в краевом бюджете. Несмотря на это, первые шаги по выведению местной винноводочной промышленности из кризиса последних лет все же сделаны. Осталось быть последовательными и довести начатое до конца.


Эта статья взята СЃ сайта kr26.ru Железногорский интернет-портал
Адрес этой статьи:


При полном или частичном использовании материалов сайта ссылка на KR26.info обязательна.
Адрес электронной почты: info@KR26.info
Дизайн, разработка и поддержка сайта: Michael_A_Gayduk