Дата: 06/08/2008 12:00:00
Раздел: 




(Дарья Яблонько, "Красноярский комсомолец", 06.08.2008)

Корреспондент "КК" проникла в недра краевой библиотеки

Журналист почти то же, что разведчик. Его задача - проникать туда, куда кого ни попадя не пускают, а еще лучше туда, куда вообще никого не пускают. И не выпускают. На этот раз задача "центра" - проникнуть в святая святых Государственной универсальной научной библиотеки Красноярского края - книгохранилище.

Для начала меня жестоко обманули, сказав, что знаменитое книгохранилище библиотеки - это семь этажей под землю.
- Я там был! - уверял меня мой коллега. - Топографическим кретинизмом я не страдаю, к тому же есть разряд по спортивному ориентированию! И, по слухам там имеется бомбоубежище с тоннелем, связывающим библиотеку и здание краевой администрации.

Для любого разведчика слова "тоннель", "бомбоубежище" и "администрация" - все равно что пароль-ответ.

Размер

Заместитель директора по библиотечной работе Людмила Жуковская безжалостно опровергла имеющуюся у меня информацию о мифических тоннелях и бомбоубежищах. Но и без них нас ждало немало интересного.

Сначала заведующая отделением основного книгохранения Галина Гузик - наш экскурсовод на ближайшую пару часов, повела нас в отдел редких книг. Именно там живут самые старые, самые большие, самые маленькие и по настоящему редкие книги. Помещение размером с небольшую комнату. Стеллажи до потолка набиты десятками томов энциклопедий, собраний сочинений и отдельными редкими экземплярами книг.

Про миниатюрные книги, хранящиеся в библиотеке, слышали, наверное, все, но не всем довелось видеть эти чудеса полиграфии. Они удивительны! Книга со спичечный коробок кажется гигантской рядом с ее точной копией, которая уместится на ногте ребенка! Металлическая коробочка-кулон размером примерно 2,5 на 3 см с красным камешком посередине сама по себе не имеет никакой ценности (проверено экспертизой: сплав не содержит драгметалла, камешек, хоть и похож на рубин, не более чем стекляшка). Самое ценное находится внутри этого кулона. Там крохотный Коран. В голове не укладывается, но все тексты напечатаны идеально и отлично прочитываются! При условии, конечно, что вы обладатель орлиного зрения или дедушкиной лупы. Кстати, книга может считаться миниатюрной, если ее размер не превышает сто на сто миллиметров. Таких книжек в библиотеке около двух тысяч. Подивившись маленьким книгам, непременно надо посмотреть и на большие - формата около метра на полтора. Например, изданная в 1904 году, по сути, не книга, а документ, удостоверяющий факт восхождения Николая Федоровича Романова на престол. А вот другая, и на этот раз книга, - "Слово о полку Игореве" 1934 года. Ее страницы украшены миниатюрами, покрытыми лаком и росписями в старославянском стиле. Напечатано было всего 3300 экземпляров.

- Мы купили эту книгу за 1 миллион 506 тысяч рублей. Тогда булка хлеба три тысячи стоила, - поясняет ведущий библиотекарь Александра Шиндина. - Самое старинное печатное издание, имеющееся в краевой библиотеке, датируется 1606 годом! Стоило оно библиотеке 350 тысяч рублей в ценах 1996 года. Ни бывший владелец, ни мы не могли предположить, что она такая старая. Все эти сокровища не хранятся под семью замками, покрываясь паутиной, а периодически становятся экспонатами выставок. Еще каких-нибудь пять-десять лет назад, чтобы попасть в краевую библиотеку, нужно было пройти жесткий фейс-контроль. Необходимо было иметь городскую прописку, отметить совершеннолетие и в порочащих связях не состоять. Было время, когда студентов допускали в этот храм науки только со второго курса. Сегодня все гораздо проще: возрастной барьер снижен до 14 лет, прописка значения не имеет, хотя наличие паспорта по-прежнему обязательно.

Сантиметры знаний

Однако в книгохранилище рядовому читателю путь по-прежнему заказан. Оно и впрямь занимает семь этажей, только не под, а над землей и находится внутри пятиэтажной библиотеки. Объяснить это просто: потолки на этажах хранилища ниже, чем в основных залах. Вот так семь этажей утрамбовалось в пять. Там есть все. А то, чего нет, - то на выставке в соседнем зале. Галина Павловна бегает по библиотечным этажам с прямо-таки спринтерской скоростью. Как выяснилось, медленнее не получается - слишком много всего надо успеть. А я бегу за ней, пытая охватить взором и разумом масштаб такого явления, как Государственная универсальная научная библиотека Красноярского края.

Помнится, в школьной библиотеке книги на полках располагались исходя из тематики и по фамилиям авторов. Здесь по такому принципу разложены карточки в каталоге. Но не книги. Если рассортировывать около миллиона книг, имеющихся в хранилище (а всего в краевой библиотеке около четырех миллионов книг) только по этим принципам, то последний стеллаж, который ты осилишь, будет "Клиническая психиатрия". Книги здесь "расфасованы" по этажам и полкам исходя из их размера. Так проще. Если издание, скажем, 15 см в высоту, то зваться оно будет книжкой-лилипуткой с индивидуальным инвентарным номером и лежать ему на одном этаже, а если на сантиметр больше, то на другом.

Золото: мнимое и настоящее

На всех семи этажах книгохранилища пахнет по-разному. Сильнее всего пахнет историей на первом этаже. Здесь книги большие и в большинстве "пожилые". От них невозможно оторвать глаз. Под пыльным переплетом гладкие, отменного качества страницы, четкий добротный текст. Ни в какое сравнение с тем ширпотребом, которым напичканы большинство книжных магазинов. Чем выше мы поднимаемся, тем запах слабее. Во-первых, книги здесь еще "молодые", во-вторых, духовной нагрузки у некоторых, прямо скажем, никакой. Вот ровным рядком, в одинаковом переплете стоит -цать томов Геннадия Зюганова. А вот тоненькая брошюрка про кого бы вы думали? Про героев сериала всех времен и народов - "Санта-Барбары", и актерах, их играющих. Судя по записи, эту книжку однажды все-таки востребовали. Среди серых переплетов замечаю две сияющие золотом книги, называющиеся "Золото России".

- О чем они? - спрашиваю я Галину Павловну.

Она берет с полки тяжелое золоченое издание и, вздыхая, начинает небрежно перебирать глянцевые страницы.

- Здесь политическая и экономическая элита. К сожалению, это они - сегодняшнее золото.

Потустороннее

Между этажами хранилища курсирует новенький лифт. Подходя к нему, я поинтересовалась у нашего гида:

- А что, есть у вас здесь какой-нибудь книжный дух?

- Знаете, - с улыбкой говорит Галина Павловна, - некоторые все-таки опасаются оставаться в хранилище допоздна.

Мы зашли в лифт, и он вдруг... сломался. Заклинило одну из дверей. Тут я заметила, как на приклеенном к внутренней стенке лифта листке с винни-пуховским "Посторонним в" кто-то приписал карандашиком: "Потусторонним". Решено было идти по лестнице.

- А что, - не унимаюсь я, - случались ли у вас пожары?

- Тьфу-тьфу, не было! - ответила Галина Павловна и постучала по первой попавшейся книжной полке.

***

Всем давным-давно известно, что нет на свете скучнее работы, чем работа библиотекаря. В обывательских умах прочно сидит образ худосочной тетеньки в роговых очках, которая постоянно что-то пишет в карточках проштрафившихся посетителей и периодически чихает от ненароком потревоженной книжной пыли. Из этой картины выбиваются симпатичные и доброжелательные сотрудники краевой библиотеки, десятки компьютеров, "Наутилус Помпилиус" из радиоприемника, подшивки Cosmo и биография жестокого убийцы Чарльза Мэнсона, расположившаяся тремя полками выше биографии Ильи Резника. Разве в таком месте может быть скучно?..


Эта статья взята с сайта kr26.ru Железногорский интернет-портал
Адрес этой статьи:


При полном или частичном использовании материалов сайта ссылка на KR26.info обязательна.
Адрес электронной почты: info@KR26.info
Дизайн, разработка и поддержка сайта: Michael_A_Gayduk