Дата: 06/08/2008 12:00:00
Раздел: 




(Дарья Яблонько, "Красноярский комсомолец", 06.08.2008)

Насекомые и рептилии - существа не каждому по нраву. Одни от них шарахаются, другие норовят раздавить. Но есть люди, готовые ради них на любые, даже самые рискованные приключения, будь то африканская зараза или тюрьма на далеком острове. О красноярском энтомологе Владимире Ефременко широкая общественность узнала после того, как он и его жена в нечеловеческих условиях просидели полтора месяца в мадагаскарской тюрьме. Некоторые называют его сумасшедшим фанатиком, а он не представляет себе другой жизни. Идя на встречу с Владимиром Ефременко, я рассчитывала убить сразу двух зайцев: пообщаться с самим Владимиром и еще раз полюбоваться на животных в его музее. Однако на входе меня встретила жуткая сногсшибательная вонь, поэтому разговаривать решили в ближайшем кафе.
- Здесь не всегда так. Просто я уезжал, а мой нерадивый работник толком не убирал и запустил музей. Сегодня буду все вычищать, - начинает разговор Владимир.

- Где вы побывали на этот раз?

- В парке "Ергаки".

- Ездили за очередным жуком?

- Да. Я открыл новый вид жука. Теперь нужно его как-то назвать. Наверное, назову, как обычно, в честь кого-нибудь из своих друзей. Кроме того, каждое насекомое должно иметь паспорт с описанием вида, ареала обитания и так далее. Если какое-то насекомое обнаружено на не свойственной ему территории, то нужно исследовать этот факт и описывать.

- Это же скучно!

- Знаете, что я вам скажу? Я не знаю ни одну женщину-энтомолога. Ни одну! Все мужчины. Женский мозг по-другому устроен, не для энтомологии.

- Как и в какой момент вы поняли, что любите эту живность и хотите заниматься ею?

- Я старый аквариумист. Животные были моим хобби. По образованию я инженер-механик, а пошел учиться потому, что захотелось знать, как устроена механика. Когда узнал, то стало скучно, ведь в механике все можно продумать, просчитать. Мир животных более обширен, более разнообразен, более непредсказуем. Мне везло. Меня жизнь сводила с владельцами лучших коллекций в Европе и мире. Мы общались, и постепенно я пришел к желанию организовать музей. Солидный, серьезный зоологический музей. И теперь моя коллекция насекомых - крупнейшая от Урала до Владивостока.

- Сколько экземпляров насекомых насчитывает ваша коллекция?

- Восемнадцать тысяч. Плюс-минус... скорее плюс. Сейчас, наверное, уже около двадцати тысяч.

- Вопрос, который интересует всех: сколько стоит ваша коллекция?

- А сколько стоит ваш ребенок? Сколько может стоить жизнь? Это моя жизнь! Я болел малярией, сидел в тюрьме, на меня "наезжали" в Аргентине, меня хотели убить на Коста-Рике. Понятно, о чем я говорю? Я живу этим двадцать лет, так что сколько стоит коллекция - не знаю, никогда не интересовался и не подсчитывал.

- За что вас хотели убить?

- Мы приехали в портовый город Лимон на Коста-Рике. Там не очень хорошо относятся к белым. Конфликт мог закончиться для нас трагично.

- Так вот кто на самом деле расисты!

- Да. Но нашего брата есть за что не уважать. Если белые гнобили черное население веками, то их понять можно.

- Что должно случиться, чтобы вы решились продать коллекцию?

- Наверно, я должен умереть. Хотя, если я умру, кто ее тогда продаст?

- Неужели вы не продали ни одного экземпляра?

- Не продавал и не дарил. Вообще, мне надоели одни и те же банальные вопросы! "Сколько у меня жуков и сколько они стоят..." Каждый раз спрашивают одно и то же!

- Тогда есть ли вопрос, на который бы вы с удовольствием ответили, но вам его никак не задают?

- Ну, например, все постоянно спрашивают про насекомых и никогда - про коллекцию раковин. Она уникальна! Единственная в СНГ. Нечто подобное есть в Хорватии, но там лишь десятая часть того, что есть у меня.

- Вы их сами добываете?

- Я их добываю, покупаю, меняю... 16 тонн накопилось. В выставке находится лишь крохотная часть. Например, уникальный экземпляр с шестью вросшими каплевидными жемчужинами. Или раковина моллюска - родственника Наутилус Помпилиус (разновидность моллюска. - "КК"). У них самая уникальная система размножения. Самка размером с тарелку, а самец - с ноготь. Понятно, что он с самкой не справится. Так вот, когда наступает период размножения, у самца вырастает отросток сантиметров пятнадцать, наполняется спермой, самец его сбрасывает, и тот отправляется путешествовать по океану в поисках самки. Находит, селится в ней и живет внутри до оплодотворения икры.

- Удивительно!

- Мне тут обещали подарить огромную раковину метр высотой и весом в тонну, так что приходите...

- Вас кусали ядовитые насекомые или звери?

- Много раз. (Показывает руки.) Раз, два, три...Вот варан в зоопарке укусил.

- То, что вы сейчас здесь, большая удача? Вы можете назвать себя удачливым человеком?

- Нет, я профессионал. Животное же предсказуемое. Гораздо более предсказуемое, чем человек. Нужно только понаблюдать за повадками. Я знаю, когда крокодил может укусить, а когда его можно погладить. К тому же я их не боюсь, вот они меня и не кусают.

- Ваши экспонаты от вас сбегали?

- Конечно! От всех сбегают. Находят щелочку - и вперед, особенно змеи. Вообще, если обеспечить животному его ареал обитания (это три фактора существования: первое - пищевая база, второе - безопасность, третье - сексуальная перспектива), то оно никуда не убежит. Будет жить в открытом вольере и никуда не денется. Змеи - другое дело. Уползет, забьется куда-нибудь в дальний крохотный уголочек и сидит там.

- Случалось так, что животное умирало в дороге?

- Было. Я перевозил однажды животину, дорогую, красивую, которая абсолютно не переносила перепадов температуры. Продавец об этом меня не предупредил.

- Чтобы путешествовать по миру, приобретать живность, нужны немалые деньги. Неужели билет в ваш музей способен позволить это?

- Вы знаете, когда я вернулся с Мадагаскара, мной занялись разные службы, Россельхознадзор. Мне навыписывали кучу штрафов. Заинтересовалась налоговая инспекция. Мне кажется, что они обзвонили уже все зоопарки! Мне этот вопрос уже душу вынул! На поездку на Мадагаскар мы копили два года. Жена работает заведующей отделением функциональной диагностики, я вожу свою выставку по городам России. Знаете, я хожу по Красноярску, вижу дорогие машины, люди строят дома, покупают целую кучу квартир... Я снимаю квартиру, и у меня нет машины. Это вопрос приоритетов. К тому же я всегда покупаю самые дешевые билеты. Я живу в палатке, сам себе готовлю еду и не растопыриваю пальцы веером. Когда-то у меня было много денег, а сейчас мне не нужны бизнес-класс и дорогие отели. Там скучно. Вот когда просыпаешься в палатке под пение диких птиц или крик обезьян, где-нибудь в джунглях, умываешься ледяной водой из ручья... Вот это да!

- История с вашим заключением на Мадагаскаре облетела всю страну. И все же, была контрабанда?

- Не было никакой контрабанды! Мадагаскар - небольшой островок. Единственное, что там интересно, так это мантеллы - крохотные лягушки, которые живут только на этом острове. Их можно горстями собирать. Мы только фотографировали животных и не собирались их вывозить. Контрабанда - это когда человек ловит животное в заповеднике, пересекает с ним границу и его задерживают. Вот это контрабанда. Никаких пойманных насекомых или животных у нас не нашли, но все равно посадили. Прокурор сформулировал свои обвинения следующим образом: "Я думал, что вы собираетесь вывозить животных". Моя жена тогда спросила: "А как же презумпция невиновности?" На это ей ответили: "Это у вас, белых, презумпция невиновности, а здесь про нее забудьте!" Нам дали три месяца тюрьмы и триста долларов штрафа. Через полтора месяца с нас сняли все обвинения.

- Когда вас освободили, то хотя бы извинились?

- Нет. Но когда мы приходили за своими вещами, то начальник тюрьмы нам аплодировал. И пока мы сидели, все население близлежащей деревни, а там было много тех, кто учился в Москве, очень переживало за нас, носили нам передачи каждый божий день. Все понимали абсурд ситуации.

- Как ваша жена переносит походный быт?

- Мы были вместе на Филиппинах, на Камчатке и на Мадагаскаре. Она палаточный человек, и она очень правильная. От слова "контрабанда" ее пробирает дрожь.

- Трудно ли было найти женщину, которая не визжит при виде микроскопического паучка?

- Я не ставил себе цель найти жену. Мы познакомились по телефону, и оказалось, она разделяет мой интерес к животным.

- Вы любите китайскую кухню, со всеми ее букашками?

- Нет, не люблю. Я люблю мясо и борщ, который готовлю сам.

- А слабо съесть какого-нибудь таракана?

- Не слабо. Папуасы ели клопа, и я тоже попробовал. Ничего особенного. Нужно просто знать, кого есть, а то может попасться невкусный клоп.

- Владимир, а вам их не жалко?

- Вы когда-нибудь за рулем ездили?

- Ездила.

- Видели, сколько мотыльков разбивается о лобовое стекло? А ведь этот мотылек может быть занесен в Красную книгу. Никто же не ставит ограничений скорости в 5 км/час, чтобы помочь сохранить этот вид, редчайший вид. Вы замечали, что сейчас везде много галогеновых ламп? А знаете, сколько сгорает на них насекомых?

- Понятия не имею.

- Ведро. Каждые сутки на одной такой лампе гибнет ведро насекомых. Почему их никому не жалко? Я не понимаю, почему устраивают траур, если умирают десять человек, и никого не волнуют миллионы сгоревших насекомых!


Эта статья взята СЃ сайта kr26.ru Железногорский интернет-портал
Адрес этой статьи:


При полном или частичном использовании материалов сайта ссылка на KR26.info обязательна.
Адрес электронной почты: info@KR26.info
Дизайн, разработка и поддержка сайта: Michael_A_Gayduk