Московский артист Александр Носик, известный широкой публике по своим ролям в сериалах, на театральную сцену выходит редко - преимущественно в антрепризе. Вот и в Красноярске Александр недавно побывал в антрепризном спектакле "Плохая семейка". А год назад многие могли увидеть его в ледовом шоу "Звезды на льду". О различных шоу, киносъемках и прочих тонкостях нелегкой актерской профессии - в эксклюзивном интервью "КК". - Ледовое шоу - ваш самый необычный творческий опыт? - Пожалуй. Участие в подобных телешоу - это актерам вообще, по большому счету, не свойственно. Бокс и автогонки нам как-то больше понятны. А вот танцы на льду - настоящий экстрим. - Прежде на льду стояли? - Вот именно - стоял. (Смеется.) В детстве у нас во дворе, чтобы приняли играть в хоккей, было одно условие - надеть коньки и выйти на лед. Но в нападение меня не пускали: не то что к воротам противника - я до середины поля едва доезжал и падал. Поэтому стоял в защите. - Александр, а как же вы тогда попали к Авербуху? - Абсолютно случайно! Приехал в Подольск на запись программы "Большой спорт" с Димой Нагиевым. Там же снимались Аня Семенович и Илья Авербух. Сидели в гримерке, пили кофе, болтали. И вдруг Аня спрашивает Илью: "Слушай, а может, мы возьмем Сашку в шоу? Пусть он будет моим партнером!" Тот согласился, мне тоже было интересно себя в этом испытать. Но когда я приехал к нему с коньками и показал, как катаюсь, - он такое лицо скривил! (Смеется.) Ладно, мол, давай попробуем. А до шоу - всего неделя! У Ильи были проблемы - Дима Певцов не смог участвовать, еще кто-то в последний момент вынужден был отказаться. В итоге он меня все-таки взял. У меня, кстати, вообще такое кредо - быть на замене. - Всегда? - Практически всегда, за редким исключением. В боксе я заменил Валдиса Пельша. В гонках пробовался изначально, но мне сказали: "Нет, Саш, ты не подойдешь - команда собрана". А потом вдруг звонок: "Саш, надо ехать - не хватает людей". И с ролями то же самое - очень часто звонят: "Послезавтра съемки". Значит, у вас сорвался герой, спрашиваю? "Нет, ну что вы!" Ладно, говорю, вы мне басни не рассказывайте - сначала выбирают тех, кого хотят, а потом тех, кем можно их заменить. Такое отношение, конечно, не всегда доставляет удовольствие. Но обычно я все равно соглашаюсь - надо так надо, поехали! - Необходимость быстро включаться в работу вам не в тягость? - Меня это только заводит - интересно себя перебороть. События развиваются стремительно - только успевай поворачиваться! Это мощнейший адреналин. Я вообще авантюрист по натуре. Когда все очень просто - жить как-то скучновато. У меня и герои - сплошные экстремалы. И милиционеров играл, и маньяков, и убийц - вечно кровь, кровь! (Смеется.) Еще ни одна моя работа в кино не обошлась без кровопролития. - Что для вас оказалось самым сложным? - В боксе было исключительно тяжело перебороть свой страх выйти на ринг - перед первым раундом просто зашкаливало. Перегорал чудовищно. - Боялись, что разобьют лицо? - Вот уж чисто женская постановка вопроса! (Смеется.) Нет, драка - это адреналин, страх получить. Не важно, куда - в лицо или в живот, - сами удары имеют определенное свойство. А в ледовом шоу - более профессиональный страх. Все-таки это спектакль. И страх здесь не оттого, что упадешь, а оттого, что не справишься. А подкачать нельзя. Плюс у тебя еще партнерша. - Еще большая ответственность. - Я был абсолютно уверен, что не уроню, не разобью ее. Однажды Татьяна Анатольевна Тарасова выговорила мне после одной неудачной поддержки, когда мы с Ленкой упали, - но Бережная упала на меня, она не покалечилась. И потом мы с ней все сделали успешно. Нисколько не покушаюсь на авторитет Татьяны Анатольевны - она, безусловно, мэтр в своем деле. Но нужно понимать, что к театральным артистам в подобных проектах немножко другие требования. Да, мы и танцуем, и кидаем партнершу, отвечаем за нее - но технологией мы в полной мере не владеем, лед не наша стезя. А самая главная наша задача - не испортить номер. Можно ведь и откатать хорошо, но не сыграть ничего. Или сыграть, но при этом наделать кучу ошибок. И вроде на тренировке все делал, а на представлении запросто нервы могли зашкалить - и от невроза все испортил. Куча тонкостей. Но под конец стало легче - даже если где-то спотыкаешься, зрителю это уже не видно. - На сцене у вас нет подобного страха - испортить номер? - Тут другой постоянный страх - что не сыграю на полную катушку. Все время борьба за энергетику, на каждом спектакле - извечный мандраж. Понятно, что и текст уже давно знаешь, и все мизансцены, рисунок роли - то есть отыграть, в принципе, можешь. Но вопрос, насколько точно. Довести до конца - вот на что может не хватить сил. - Насколько сильно ощущаете зависимость от партнера? - Конечно, это сказывается. С хорошим партнером спокойно, и на сцену ты выходишь кайфовать. А с плохим - изначально настраиваешься на то, что как-то работать все равно придется, но самому, автономно. Правда, на сцене бывают такие экстремальные ситуации, когда любой партнер - будь он плохой или хороший - просто не может быть адекватным! Приходится моментально собирать себя в кучу, чтобы подыграть ему, подсказать - как-то выкрутиться. Но подобные случаи хорошо держат в тонусе, не дают расслабляться. Хотя иногда самому трудно не поддаться на комизм происходящего. - Кстати, о комичном. После того как увидела, насколько вы были органичны в ледовом номере на тему "В джазе только девушки", очень удивилась, прочитав в одном из ваших интервью, что комедийные роли даются вам сложнее. - Для артиста вообще самое сложное - органично смеяться и плакать. Но играть комедийные роли мне до недавнего времени приходилось почему-то только в театре. Хотя очень часто слышал от знакомых ассистентов, которые таскали меня на разные кинопробы: "Тебе обязательно надо сыграть в комедии!" И вот наконец сыграл - снялся в новогодней сказке для взрослых. Не могу пока судить об этой работе - видел только озвучку, всю картину еще не успел посмотреть. Но, по большему счету, это история о любви. Я в ней впервые попал в собственное амплуа Шурика. (Смеется.) На экран фильм выйдет, видимо, в следующем году - в этом был сезон "Иронии судьбы-2". - И насколько органично вы чувствовали себя в этом амплуа? - Честно говоря, непросто. Потому что сразу начинаешь гэговать, а комедии играются очень серьезно. И чтобы все получилось, нужен хороший разбор материала - а значит, профессиональный режиссер. И сам материал должен быть полноценный. Современные комедии играть нельзя - это абсурд, набор гэгов, нет ни идеи, ни конфликта, нет драматургии. Зато когда читаешь старые пьесы - вроде бы очень смешно. Но выходишь на площадку - и получается глупость. Самое трудное - найти эту внутреннюю улыбку, заложенную автором, - в себе, в материале. Все-таки некий внутренний трагизм раскопать гораздо проще - каждому из нас пришлось что-то пережить... - Скажите, а после фильма Глеба Панфилова "В круге первом" вам удалось переломить по отношению к себе некий сериальный стереотип? - К сожалению, пока нет. Люди смотрят то, что им чаще показывают. И, конечно, для массового зрителя сейчас номер один - сериал "Возвращение Мухтара". Хотя не меньший всплеск интереса был и к "Спецназу", и к "Бойцу". И несмотря на сериальную подачу, мне не стыдно за участие в этих проектах - они снимались как полноценное кино. Может, не хватило денег на какой-то антураж, но игра актеров там не "мыльная". Помните, как в старых добрых советских фильмах "Тени исчезают в полдень" и "Вечный зов"? По формату - это сериалы, а по сути - телевизионное кино, просто не вмещающееся в рамки одного просмотра. Кстати, "В круге первом" - тоже из разряда таких вот качественных многосерийных фильмов. И я очень рад, что мне посчастливилось сняться у Панфилова. Но, увы, актерский опыт сегодня мало кто принимает в расчет - отталкиваются только от каких-то стереотипов. Каждый разговор на пробах, как правило, начинается с одного: "Знаете, Саша, для вас, сериальных актеров..." Стоп, отвечаю, давайте сначала попробуем, порепетируем - что за изначальная предвзятость! И потом, у Панфилова я выкладывался столько же, сколько и в "Мухтаре". Просто у последнего другой формат - играть там нужно жизненнее, проще. Но соблюсти органику в совершенно дурацком сериале с тупым сценарием - это еще нужно постараться! - Трудно было сохранить лицо? - Целая война была каждый раз на площадке - там же все пришлось переделывать! К сценаристам меня не подпускали, иначе бы это плохо кончилось - руки чесались объяснить им политику партии! Спорил с продюсерами, убеждал, доказывал. Возможно, поэтому за мной и тянется слава скандального артиста. (Смеется.) Но на самом деле никакой я не скандальный. Просто недоумеваю, когда пытаются заставить играть всякий бред - я так не могу, в театральном институте меня другому учили! Вот и приходится все время бороться за правильный мотивационный ряд, выяснять, что из чего вытекает. В том же "Мухтаре" некоторые сцены вообще были написаны буквально на коленке, перед самой съемкой. Зато потом, как выяснилось, именно они стали самыми любимыми у зрителей. Потому что там все, как в жизни. Но - в контексте сериала. - Попадание в яблочко? - Вот именно! А сценаристов хороших сейчас нет, все они откровенно халявят - пишут вал, однотипные сценарии для всех. Можно добавить собаку, можно убрать - ничего не изменится! А потом еще заявляют - у нас нет актеров. Как это нет? Вы дайте нам полноценный материал! Где артистам проявляться - в "мыле"? Но в нем, как правило, нельзя давать чрезмерный градус - сам жанр определяет некое четко заданное существование. А классику у нас не экранизируют - сняли одного "Идиота". Хотя в той же Англии постоянно снимают потрясающие исторические многосерийные фильмы - и у нас можно было бы. - А как вам "Мастер и Маргарита"? - Не смотрел, не смог переломить себя - в моем сознании с этим романом связаны слишком яркие образы. И потом, в разрыве серии смотреть нельзя. Возможно, будет пауза в работе - куплю диск и посмотрю. Но, признаться, боюсь... Я и вторую "Иронию" не смотрел. - Боитесь разочароваться, сломать некое собственное представление? - Да, наверное. Но в то же время судить, стоило или не стоило снимать продолжение, я не могу - поскольку фильм не видел. Кстати, на тему неведения - у меня была очень смешная история, когда Александр Адабашьян снимал "Азазель". Меня тоже приглашали пробоваться на Фандорина - я в то время был похудее. Но книжку перед кастингом не успел прочитать - Акуниным тогда все поголовно увлекались, мне претит подобная массовость. Я и Адабашьяну то же самое сказал. Ну а если вас утвердят на роль, спрашивает. Что ж, говорю, тогда обязательно прочитаю! К сожалению, в этом фильме я так и не сыграл - как сказали, по возрасту не подошел, слишком взрослый. Дико расстроился - так сильно хотелось поработать с Адабашьяном, потрясающий человек! Ну да ладно. И вот через некоторое время после выхода фильма в одном телеинтервью у режиссера спрашивают: "А к моменту съемок вы читали Акунина?" Нет, отвечает. Я был в полном восторге от его ответа! (Смеется.) А сам я к этому роману так и не притронулся. - С книгами Александры Марининой до съемок в сериале "Каменская" тоже были не знакомы? - Нет! Хотя очень рад, что сыграл в нем, - "Каменская" снималась как серьезный фильм. У меня это была вторая работа в кино - спустя год после "Цветов от победителей". Тоже, кстати, забавная ситуация. На озвучке "Цветов от победителей" режиссер Александр Сурин сказал: "Значит так, Саня: теперь ты соглашаешься только на главные роли и только в полнометражных фильмах". Пауза. "Но если тебе в течение года не сделают ни одного предложения - соглашайся на все". И как в воду глядел! Так что когда мне предложили сыграть убийцу в "Каменской" - согласился не раздумывая. И не жалею - там я познакомился в кадре с Сашей Балуевым, с Витей Вержбицким. - Сожаления по поводу чего-то несыгранного часто приходилось испытывать? - Очень много ролей ушло. Если в начале актерской карьеры мне не хватало уверенности в себе и за роли я не боролся, то позже, когда набрался какого-то профессионального опыта, стал, по крайней мере, хорошим ремесленником, - в этот период потеря ролей была по-настоящему болезненной. Иногда шли бесконечные утверждения, ничего толком не говорили. Потом все-таки отказывали, я подписывал другой контракт, вечером нужно было вылетать на съемки. И вдруг звонят с первой картины: "Знаете, вы все-таки приезжайте". Не могу, извините, - я уже подвязал под себя других людей. Или другой случай: вроде получились интересные пробы, и режиссер не в претензии, но тебя все равно не берут - таково решение продюсера. Или в ансамбль, как говорят, не вписываешься. А еще смешнее - по возрасту не подходишь. - Неужели возраст - настолько серьезная проблема? - Конечно, кино - не театр, здесь большее внешнее соответствие. И играть 18-летнего юношу я в кино сейчас уже не смог бы. Но когда причиной отказа становится разница в три-четыре года - это абсурд! Тем более что лет до тридцати я вообще был худой, как глиста. Но очень часто все происходило как в дурном анекдоте: "Отлично, вы наш герой, к съемкам приступаем послезавтра! Сколько вам лет? Э-э-э... Вы знаете, у нас для вас есть только эпизод". (Смеется.) Хотя ничего, по сути, не изменилось! В итоге я стал хитрить - а сколько, спрашиваю, вы мне дадите? Что поделать, актерская профессия вообще очень неблагодарная - постоянная зависимость от режиссуры, от продюсера. - Тем не менее на режиссеров вам везло? - Были счастливые встречи - и в театре, и в кино. Но, к сожалению, сейчас в режиссуре, за редким исключением - чем дальше, тем хуже. Раньше режиссер видел актерский потенциал, понимал, что ты можешь сыграть. Так было во времена моего отца, и мне еще посчастливилось это застать. Но по большему счету, современные режиссеры - организаторы. А непосредственно по твоей роли они тебе ничего объяснить не в состоянии. Конечно, я пытаюсь хотя бы на уровне актерского разбора понять, как мне существовать в той или иной сцене. Но плохо, что нет опытного взгляда со стороны. - Вы с таким увлечением рассказываете о своей профессии - как-то даже не верится, что в театральный институт вы попали почти случайно. - Знаете, я с детства насмотрелся на все трудности актерской жизни и прекрасно понимал, что медом здесь не намазано. И потом, родители в театре, дядя - это сразу провоцирует к тебе некое предубеждение: "А, сын пришел..." Когда только начал ходить на пробы, это была целая проблема - все первым делом спрашивали, не сын ли я Валерия Носика! Не говорил ни да, ни нет - всеми способами старался уйти от ответа. Правда, псевдоним брать не хотелось - это тоже некая игра, другая крайность. Нужно просто достойно работать, чтобы тебя воспринимали как личность. И считаю, что сейчас я уже что-то сумел доказать - и себе, и другим. Студент, а ты уже нашёл работу? (Софья Мохова, "Сегодняшняя газета", 01.04.2008) Море амбиций и красный диплом - это прекрасно. Но опыт работы современному студенту тоже необходим Эпоха обязательного распределения после университета давно миновала. Теперь каждый студент трудоустраивается как может. Однако найти хорошую работу под силу далеко не всем выпускникам. Помочь в этом нелегком деле может университетский центр занятости. Учись, студент! И практикуйся... Удивительно, но многие студенты даже не знают, что в их учебном заведении есть люди, готовые абсолютно бесплатно решить их проблемы с трудоустройством. Центр занятости и сопровождения карьеры выпускников и студентов СФУ существует с самого основания университета. - Мы работаем как с выпускниками, так и с первокурсниками, - рассказывает директор центра Мария Назарова. - Начинать заботиться о будущей работе нужно как можно раньше. Умение составлять резюме не будет лишним уже в первые годы обучения. Воспользоваться услугами центра очень просто. Приходите и заполняете анкету. В случае появления подходящей вакансии с вами обязательно свяжутся. Посмотреть список незанятых рабочих мест можно и на сайте СФУ. Работодатели Красноярска активно сотрудничают с центром. В день приходит около шести новых заявок. Часто вчерашних студентов не берут на серьезную работу из-за отсутствия опыта. Выпускник, не имеющий ничего кроме диплома и амбиций, работодателей вряд ли заинтересует. Центр пытается решить и эту проблему. Еще во время учебы у студентов организуют производственную практику. Она позволяет опробовать свои знания в реальных условиях, а также получить дополнительную строчку в графе "опыт работы". Многие крупные предприятия Красноярска, например, ГМК "Норильский никель", сами выступают организаторами практики для студентов. Центр проводит ярмарки вакансий, дни карьеры и круглые столы, которые позволяют работодателям поближе познакомиться со своими будущими сотрудниками. Если вы еще не определились с тем, какая деятельность вам по душе, пройдите в центре профориентационное тестирование. Также можно получить консультацию по всем вопросам, которые волнуют молодых специалистов. Вас обучат основам самопрезентации, расскажут, как произвести благоприятное впечатление на собеседовании. Выбирай работу на перемене В корпусе СФУ на Свободном, 79 теперь можно увидеть молодежь, толпящуюся рядом с каким-то терминалом. Молодые люди с интересом нажимают на кнопки автомата. За спиной слышу разговор двух девушек: "Нет, десять тысяч - маленькая зарплата, давай лучше посмотрим, сколько здесь экономисты получают". Этот терминал - совместный проект центра и службы занятости населения Красноярского края. В нем можно найти сотни вакансий: от бухгалтера до автослесаря. Скоро терминал подключат к Интернету, и список новых вакансий будет пополняться каждый день. Служба занятости планирует проводить анализ наиболее востребованной информации и корректировать содержание терминала. Центр занятости и сопровождения карьеры выпускников и студентов СФУ тоже внесет свои вакансии в память автомата. Помимо прочего в терминале имеется информация о заработной плате и требованиях потенциальных работодателей. Автомат даже ориентирует молодежь, подсказывая, какие специальности сейчас наиболее востребованы.
|