Дата: 04/06/2008 16:44:56
Раздел: 




О проблемах дорожной отрасли, недостатке финансирования и качестве выполняемых работ в интервью "ВК" рассказал руководитель Управления Главгосэкспертизы России по Красноярскому краю Сергей Перегудов.
На минимальном уровне
- Сергей Геннадьевич, каково на сегодняшний день состояние дорожной отрасли в Красноярском крае?
- Можно с уверенностью сказать, что по сравнению с прошлыми годами отрасль развивается, причем достаточно динамично. И целый ряд решений правительства России говорит о том, что на нее будет обращено очень серьезное внимание федеральных органов власти. Если разделить дорожную отрасль Красноярского края на две составляющие, то можно выделить дороги собственно федеральные, а также находящиеся в ведении субъекта. И если говорить о федеральных дорогах, то им внимания уделяется намного больше. В прошлом году мы рассмотрели порядка 30 проектов федеральных дорог в Сибирском федеральном округе, выдали им положительные заключения. На строительство и ремонт этих дорог направляется довольно существенный объем финансовых средств. Нельзя не признать, что за последние годы грузопоток увеличился в сотни раз, поэтому нагрузки на дорожное покрытие кратно возросли. Срочно требовался новый норматив, определяющий нагрузки на дорожное покрытие, поэтому в прошлом году вышел новый ГОСТ Р. В нем было определено увеличение нормативной нагрузки на дорожное покрытие, это будет учитываться при строительстве, капремонте и реконструкции автомобильных дорог, что приведет в режиме эксплуатации к увеличению срока эксплуатации дороги. Если же говорить о муниципальных дорогах, то здесь ситуация совершенно иная: мы прекрасно видим, в каком состоянии они находятся. Хотелось бы, чтобы в Красноярске уже навели порядок в дорожной отрасли. В 2007 году при рассмотрении ряда проектов городских магистральных дорог мы настояли на том, чтобы администрация Красноярска системно подходила к развитию дорожной отрасли, и такая комплексная транспортная схема г. Красноярска на 2005-2007-2010 гг. уже есть, хотя она и нуждается в ряде корректировок и доработок. Конечно, по этой концепции нужно еще много работать, но мы надеемся, что городская администрация доведет ее до конца.
- А в чем главная проблема с муниципальными дорогами: выделяется недостаточно средств, отсутствует контроль за их расходованием, нет добросовестных подрядчиков?
- Здесь нужно рассматривать вопрос возможностей субъекта Федерации. К сожалению, на сегодняшний день средств на дорожную отрасль выделяется на предельно минимальном уровне, меньше уже просто некуда. Но ведь всем понятно, что никакие масштабные проекты не будут развиваться, если не построить качественных дорог. Сейчас большое внимание уделяется развитию Нижнего Приангарья, поэтому там проекты развития автомобильных и железных дорог уже существуют. Нельзя сказать, что краевая администрация не выделяет деньги на инфраструктуру в зоне Нижнего Приангарья, но опять же в минимально необходимом объеме. К сожалению, сейчас мы несколько запускаем освоение северных территорий, этого нельзя допустить. Простой пример: обходиться только реализацией проекта обхода Лесосибирска - это мизер, необходимо комплексное решение проблем. Если говорить о дороге Красноярск - Енисейск, то, если еще года два на нее не будут обращать внимания, она станет "убитая". Большое дело - глубокий обход вокруг Красноярска, очень сильно уменьшатся нагрузки на наши дороги. Но это, во-первых, федеральные деньги, а во-вторых, не решение проблемы. Даже метро, о котором много говорят, не разгрузит город и не даст кардинальных результатов. В краевом центре очень плохое соединение с правым берегом. Четвертый мост через Енисей будет строиться лет пять, а за это время количество автотранспорта увеличится вдвое, и новый мост уже не будет решением проблемы. Я считаю, что с развитием дорожной отрасли мы лет на десять опаздываем. Посмотрите на примере Китая - там же все до безобразия просто, как в книжках написано: сначала развивают инфраструктуру, а уже потом строят какие-либо объекты, а не наоборот.
- Вы говорите о комплексном развитии отрасли. Что конкретно имеете в виду?
- Факторов множество. Обратите внимание, когда в Красноярск приезжает президент, премьер-министр - в городе нет пробок за исключением тех улиц, который блокируются для проезда гостей. Потому что выполняется элементарное правило парковок. В свое время настроили зданий как попало и где попало, а ведь при соблюдении определенных нормативов мы бы сегодня не пришли в такой тупик. Можно ехать по любой улице Красноярска, и прекрасно видно, что первые этажи зданий в большинстве своем отданы под магазины и офисы. Это, наверное, хорошо, но ни заказчиком, ни проектировщиком не предусмотрены стоянки для автотранспорта. В отрасли множество проблем, и решая только одну, из кризиса ее не вывести.
Стандарты качества
- Почему так мало уделяется внимания качеству дорожных работ? До смешного ведь доходит: осенью асфальт положили, а он весной с первым снегом сходит...
- Дело в том, что федеральный закон о государственном заказе определяет приоритеты при определении победителя конкурса. Здесь определяющими факторами являются цена и сроки выполнения работ. А качество - понятие аморфное, потому что вроде как изначально подразумевается, что работы должны быть выполнены надлежащим образом. Вот и получается, что приходят "мальчики с ручками" и выигрывают многомиллионные конкурсы, а опыта в проведении строительно-ремонтных работ у них нет. Но они имеют право участвовать в конкурсах, поскольку есть лицензия и все необходимые документы. Таким организациям просто нужно "пенку снять", а те, кто мог реально хорошо выполнить работы, проигрывают в конкурсах, и это огромный пробел в законодательстве. Ответственность строителей должна быть закреплена нормативными актами, они должны пожизненно отвечать за качество выполненных работ. И, конечно же, понятие качества должно быть не столь аморфным. Сейчас что мы видим: работы ведут граждане непонятной национальности, инженерно-технических работников в таких структурах нет, исходящего контроля тоже нет. Приведу вам простой, но очень показательный пример - улица Игарская. Мы с большим трудом и даже с некоторой долей скандала ее экспертировали. Деньги-то выделялись бюджетные, а в задачи нашего управления входит не только приведение всех сметных расчетов в соответствие с нормативами, мы также должны просчитать всю экономику проекта и при возможности сэкономить бюджетные средства. Мы очень много внесли изменений в проектно-сметную документацию, но именно на этом проекте мы заставили краевую и городскую администрацию выработать схему развития транспортной сети в Красноярске... Сейчас очевидны большие просадки, образовались ямы и трещины, работу необходимо проводить повторно.
- Почему же законодательно не указаны стандарты качества при проведении строительно-ремонтных работ?
- Все стандарты прописаны в федеральном законодательстве. Если буквально читать проект и делать все по правилам, то никаких проблем не будет. И если на всех этапах строительного процесса будет осуществляться надлежащий контроль со стороны органов власти, заказчика и самого подрядчика, то дело с мертвой точки сдвинется. Нельзя же бесконтрольно выделять огромные средства отрасли. Кроме того, сама идеология планирования неверна: зимой кладем асфальт, потому что иначе деньги пропадут. А планирование осуществляются от достигнутого: если в текущем году "сделал" 10 млрд руб., то тебе больше на следующий год не запланируют. Психология и практика советского планирования глубоко еще в нас сидит. В любой структуре, которая осуществляет функции заказчика, должен быть черный список недобросовестных подрядчиков, и при проведении конкурса необходимо учитывать историю компаний. Я уверен: если заказчик будет принципиален и требователен, то работа будет выполнена качественно. Если нет, то через короткое время асфальт дождем смоет, и опять нужно будет выделять деньги, то есть осуществлять двойное финансирование.
- Ваше мнение о так называемом ямочном ремонте, который у нас считается едва ли не панацеей при ремонте дорог.
- Я вообще не понимаю, что такое ямочный ремонт, простое латание дыр никогда к добру не приводит. Такого понятия просто нет ни в одной технической документации, ни в одном справочнике. Есть строительство дороги, капитальный ремонт и реконструкция. У нас же делали и продолжают делать что попало, называя этот процесс "ямочным ремонтом", что и приводит к неутешительным результатам. Но даже если и проводить "ямочный ремонт", то его даже технологически не так нужно делать, а у нас асфальт кладется в любую погоду. Наверное, иногда это оправдано, когда необходимо устранить небольшие изъяны дорожного покрытия. Но и здесь нужно соблюдать технологический процесс, а мы даже ямы заделывать как надо не научились.
Выгодное удешевление
- Что из себя представляет проектно-сметная документация на строительство дороги?
- В этом документе должны быть включены все необходимые решения с точки зрения нормативов федерального, краевого и муниципального законодательства. В том числе должны быть соблюдены санитарные, пожарные, экологические нормы. Это многочисленные графики и чертежи, расчет нагрузок и конструктивных решений, правила землепользования. Это действительно очень большой объем документации, основной документ, который затем позволяет строить. Затем проектно-сметная документация согласовывается с нашей структурой, проектировщики разрабатывают проект, а мы ее рассматриваем на соответствие утвержденным нормативам. К сожалению, уровень проектных работ настолько низок, что только 2-3 проектные организации проходили экспертизу с первого раза. Заказчик сам не всегда дает верное задание на проектирование, а потом еще и сами проектировщики примут нерациональное
решение. Вот нам и приходится документацию несколько раз рассматривать. В результате работа затягивается, и иногда ситуация складывается таким образом, что деньги уже выделяются, а утвержденного проекта все нет. Финансовый год заканчивается, и средства попросту пропадают, но мы не можем выпускать проект, не соответствующий нормативам. По тем же автодорогам мы сталкивались с тем, что строительство велось на земле, на которой нельзя строить: землях сельхозназначения, сельхозугодьях. Есть порядок перевода этих земель, но не всегда строители делают все по закону, мы заставляем пройти всю процедуру по переводу земель. А они иногда пытаются так: проскочит - не проскочит. Не проскакивает, заставляем работать по закону.
- Сколько проектных организаций в Красноярском крае работают качественно и в полном соответствии с нормативными требованиями?
- Всего в Красноярском крае порядка 2 тыс. проектных организаций, мы работаем с 200-300 в год. Из них половина никогда с первого раза не проходили экспертизу. Нас обвиняют, что мы ставим палки в колеса, но если мы просмотрим какое-либо несоответствие в проектно-сметной документации, то погибнут люди.
- На ваш взгляд, почему подрядчики хотят обойти закон?
- Дело в том, что подрядчики пытаются максимально удешевить строительство. Приведу такой пример: в проекте указана транспортировка скальной породы для земполотна от определенного участка, где она прошла экспертизу и был получен необходимый сертификат. Но эту скальную породу нужно везти из Уяра, это далеко, а значит - дорого. Подрядчик знает, что где-то под Красноярском есть похожая скальная порода - пытаются возить оттуда. Если для подрядчика это объективный процесс, то для заказчика он должен быть неприемлем. Так происходит и в жилищном строительстве: если проектной документацией предусмотрен линолеум, то подрядчик не будет класть самый дорогой. Не секрет, что одна строительная фирма при сдаче жилого дома в квартирах наклеила обои фирмы "ЦБК", которой уже много лет не существует. Нет злого умысла у подрядчика, но контроль за проектными решениями и используемыми материалами со стороны заказчика должен быть максимальным.
Системный подход
- Есть у вас "рецепт", как привести дороги Красноярского края в порядок?
- В первую очередь необходимо желание всех заинтересованных сторон. Деньги в отрасль выделяются, и, если люди качественно выполнят свою работу - проблем не будет. Что касается дорог муниципальных, то здесь в первую очередь необходим системный подход. В Красноярске есть ряд объектов, которые расширяются, качество дорожного покрытия улучшается, а куда эта улица выходит - никому и дела нет. К примеру, улица Свердловская - хорошая улица, хоть "боком катись", никогда пробок нет, а к Матросова подъезжаешь - всегда пробка. Нет развязок, потому что развитие дорог идет не комплексно.
- Многие аналитики говорят о том, что отрасль коррупционна. Вы с этим согласны?
- Бизнес и власть не должны быть "двумя берегами у одной реки". Я часто слышал, что отрасль считают коррумпированной. Но от стадии принятия решения о строительстве до начала строительства строитель не может обойтись без контакта с властными органами. Необходимо провести сбор технических условий на проектирование, согласование и отвод земельного участка, выдачу архитектурно-планировочного задания. Поэтому контакт с чиновниками у строителей будет всегда, а дальше уже все зависит от самих людей.


Эта статья взята СЃ сайта kr26.ru Железногорский интернет-портал
Адрес этой статьи:


При полном или частичном использовании материалов сайта ссылка на KR26.info обязательна.
Адрес электронной почты: info@KR26.info
Дизайн, разработка и поддержка сайта: Michael_A_Gayduk