Дата: 27/03/2008 8:37:49
Раздел: 




(Марат Винский, "Вечерний Красноярск", 26.03.2008)

Развитие малого и среднего бизнеса - основа любой экономики. Однако сейчас, по крайней мере, на первый взгляд, кажется, что упор в регионе делается на крупного производителя. Так ли это и как развивается малый бизнес в районах, мы решили спросить у депутата Законодательного собрания края, председателя Союза промышленников и предпринимателей Красноярского края Михаила Васильева.
Равенства не будет

- Михаил Геннадьевич, самые масштабные инвестпроекты в крае - Богучанка и Ванкор. Но не получится ли перекосов в экономическом развитии региона?

- Безусловно, Туруханский район с Ванкором, Кежемский и Богучанский районы, где строятся Богучанская ГЭС и алюминиевый завод, получат гораздо более ощутимый эффект от реализации этих проектов, чем другие территории. Но и те районы, в которых нет столь значимых ресурсов, тоже будут финансироваться, в том числе за счет Ванкора и Богучанки, посредством бюджетного перераспределения средств. Однако это вовсе не означает, что остальные территории будут жить за счет всего нескольких очагов развития в регионе.

- Но сами-то районы как-то ведь тоже должны действовать, даже если там нет нефти или мощных гидроресурсов?

- Да, в таких районах можно и нужно строить другие предприятия, ориентированные на другие отрасли. Пускай они и не будут приносить столь мощного экономического эффекта, как крупные проекты, но они дадут жителям территорий рабочие места и стабильный заработок, а бюджету - налоговые поступления.

- Для этого нужны программы развития таких территорий, как обстоят дела с ними?

- Я не могу сказать, что они идеальны. Но процесс создания и совершенствования таких программ давно идет, он, по сути, непрерывен. Вы знаете, что сейчас в регионе есть программа развития края до 2010 года.

- Насколько я знаю, она не завершена?

- Да, она еще формально не утверждена, но она существует и работает. В ее основе наработки, в том числе и большого числа муниципальных образований. Разработка такой программы - это встречный процесс. С одной стороны, администрация края. Департамент экономического планирования и промышленной политики предлагает свое видение - как будут распределяться производительные силы на территории края в долгосрочной перспективе. Естественно, предложения территорий могут в сотни раз уступать проектам и предложениям краевой власти по масштабу инвестиций. Ну, например, в масштабах региона спроектировать и построить мельницу - это мелочь. Однако для отдельно взятого района - это предприятие может являться градообразующим проектом, по районной важности не уступающим Ванкору. И, кстати, из таких вот мелочей складывается общая картина экономического развития края, а не только за счет крупных проектов.

- И все-таки до сих пор не все территории предоставили программы развития.

- Да, если сейчас сказать: положите завтра программы на стол - это сделают не все. Не у всех территорий они доведены до рабочего состояния.

- Можете привести пример хорошей сбалансированной программы, поступившей от территориальной власти и сделанной без помощи специалистов администрации региона?

- Без помощи, наверное, нет. Тут было бы уместнее использовать термин методологическая поддержка. Ведь власть должна обеспечить единый подход для всех, своего рода стандарт, по которому нужно работать. Это необходимо для того, чтобы краевая программа была единой и целостной. В качестве передовиков можно назвать, безусловно, Красноярск, у которого есть проект программы развития до 2017 года.

- Но Красноярск всегда впереди планеты всей...

- Норильск, Ачинск, Северо-Енисейский район. Кстати, с этими программами очень приятно работать - тут есть и обоснования, и понимание ресурсной базы. Естественно, существуют территории, которые не могут самостоятельно разработать программу. Тому несколько причин. В том числе - недостаток собственных источников финансирования и высокая зависимость от межбюджетных трансфертов. Приходится краевой власти помогать.

Каждый за себя

- С 2009 года мы переходим на трехлетнее планирование. Будет ли легче создавать такие программы территориям, если не все на год могут придумать?

- Думаю, планирование сразу на несколько лет вперед - легче для понимания. Так лучше видна перспектива.

- Но способны ли специалисты на местах в принципе заниматься таким планированием, ведь не секрет, что квалификация кадров на местах недостаточна?

- Винить специалистов муниципалитетов в недостатке опыта или навыков по созданию программ социально-экономического развития неправильно. Это общероссийская проблема. К сожалению, мы растеряли опыт советского времени, когда власти на местах знали и умели планировать. Сейчас другая ситуация - спустить указания сверху недостаточно. Большая часть работы должна быть проведена именно на территории. Но поймите и территориальные власти. Дело ведь не только в недостатке опыта. Смотрите, в качестве простого примера. Для того чтобы составить план социально-экономического развития, нужно обладать полной информацией обо всех хозяйствующих субъектах на территории или, по крайней мере, о большей их части. Однако в ряде районов, где существует всего несколько предприятий, это не всегда возможно. Из-за жесткой конкуренции у некоторых предприятий их собственные планы совершенно засекречены - это коммерческая тайна. И власть не имеет доступа к этим секретам. Это тоже осложняет процесс планирования. Потому-то мало таких территорий, которые бы могли нам завтра же принести план развития на пять лет вперед. Если попросить - принесут, но это будут лишь общие цифры.

- Михаил Геннадьевич, есть ли идея-максимум о том, чтобы в конце концов каждая территория обеспечивала сама себя?

- Это иллюзия. Равномерное распределение источников доходов даже через 50 лет просто невозможно. Ну просто в силу того, что Бог неравномерно распределил ресурсы по земле - природные, людские, интеллектуальные.

Никогда южные сельскохозяйственные районы не сравнятся с Северо-Енисейским районом, где добывают золото. Просто в силу разной стоимости продукции, которую производят. Однако именно на этом и базируется философия бюджетного распределения. Каждый платит в общую копилку в меру своих сил. А бюджет потом распределяет. Есть бедные и богатые, но при этом последние должны помогать первым. Это нормально. Возьмите ту же американскую Силиконовую долину или Техас с его нефтью. Это самые развитые территории, до которых другим штатам тянуться и тянуться.

- В Америке бюджетная обеспеченность более-менее равномерна. У нас пока нет?

- Да, у нас бюджетная обеспеченность разных регионов может отличаться до сорока раз. Есть бедная Тыва, в которой нет промышленности, и есть богатый Ханты-Мансийск. Безусловно, выравнивание необходимо, но пока до этого далеко, и эта проблема должна решаться на федеральном уровне.

Начать с нуля

- Михаил Геннадьевич, такой сакраментальный вопрос: как начать бизнес? Мы много говорим о поддержке. Но складывается такое впечатление, что с нуля пока это невозможно. А что делать, если есть идея, а денег нет?

- В идеале так должно быть - есть идея, ты ее обосновал, представил бизнес-план, тебе помогли. Государство заинтересовано в этом. При этом человеку должно строиться минимум бюрократических препонов. Кстати, в этом направлении уже кое-что сделано. Так, чтобы зарегистрировать компанию в Красноярске, необходимо всего три дня. Остаются проблемы лицензирования. Мы уже много раз говорили о том, что в некоторых сферах разрешительный механизм можно было бы заменить на уведомительный. Судите сами, сегодня, для того чтобы печь пирожки, вам надо получить до 19 разрешений от разных контролирующих органов. При уведомительном характере вы должны всего лишь отправить письма в эти структуры. Но тут нужно понимать, что человек, решивший заняться бизнесом, должен осознавать меру ответственности и быть готовым, что потом эти контролирующие органы могут спросить. Пока мы не дошли до этого, но правильные шаги в этом направлении уже сделаны. Упрощение этих процедур - один из основных пунктов в программе президента.

- А почему не сейчас? Почему в Америке это возможно, а у нас нет?

- Потому что бюджет агентства по поддержке малого бизнеса США исчисляется 10-15 млрд долларов. Получить ссуду в 250 тысяч долларов там может чуть ли не любой желающий, у которого есть идея. Думаю, по мере того как государство будет богатеть, будет увеличиваться и поддержка бизнеса, и то, о чем вы говорите, начать с нуля станет возможным. Хотя думать, что даже через несколько лет мы можем оперировать такими суммами, было бы наивно.

- Насколько востребованы программы по господдержке бизнеса в крае?

- Они востребованы, но ажиотажного спроса пока не наблюдается. Например, средства, заложенные в подобную программу в прошлом году в Красноярске, не были израсходованы полностью.

- Наверное, причина в каких-то искусственных барьерах?

- Возможно, но, согласитесь, определенные условия и требования при выделении бюджетных средств действительно необходимы, чтобы получали такую поддержку именно те предприниматели, которые не только хотят, но и могут реально вести бизнес. Если же у тебя нет терпения дождаться решения вопроса о выделении денег, то тут уж извините. Деньги легко не достаются.

- Достаточно ли финансов для малого и среднего бизнеса? Просто складывается впечатление: деньги на большие проекты есть, а на малые - так себе.

- Приведу один пример. До сих пор в Красноярске не построено ни одной приличной современной парковки. Почему? Недавно мы проводили круглый стол по этому вопросу. За разрешениями на проектирование и строительство
таких предприятий только в Красноярске обратилось около сорока предпринимателей. Реально получили предварительное разрешение 17 компаний. До сих пор никто не приступил к строительству. Причина как раз в нехватке денег. Причем не только у застройщика. Денег нет и у потенциальных клиентов - у нас с вами.

- То есть и я должен участвовать в строительстве?

- Нет. По расчетам строителей, одно парковочное место в современном парковочном комплексе может стоить до 500 тысяч рублей. Вы готовы купить его? То есть отдать такие деньги, если ваша машина стоит столько, ну или в полтора-два раза дороже? Думаю, нет. Я подчеркиваю, отдать полмиллиона за парковочное место, а не капитальный гараж, где можно по старинке хранить старые колеса и бочку с бензином. Застройщики посчитали и не решаются реализовывать такой проект. Ведь им нужно окупать затраты.

- Но не обязательно продавать, можно сдать в аренду?

- Опять же, сколько может стоить одно парковочное место в день?

- Сто рублей.

- В год получается 36 тысяч рублей. Если вычесть затраты на содержание, то останутся крохи. Это ни в какое сравнение не идет с 500 тысячами. Получается, что парковка - это нерентабельный проект. Ведь инвестор не будет ждать 50 лет, пока он окупится.

- Но ведь всевозможные развлекательные центры, магазины растут как грибы после дождя.

- Тут немного другие цифры, как финансирования, так и окупаемости. К слову, большую часть этих комплексов финансируют московские инвесторы. Они могут найти ресурсы.

- Это плохо, что москвичи все оккупируют?

- Нет, ведь капитал не имеет границ. Какая разница, откуда деньги, если они работают на нашу территорию. Станут наши предприниматели богаче - будут строить сами. У города и края большие перспективы развития.

Мода и история

- Как вы относитесь к новомодным бизнес-инкубаторам?

- Хорошее слово - "модное". Отношусь положительно, хотя мы еще в самом начале этого пути. Думаю, в будущем спрос на эти услуги будет только расти. Это то как раз, о чем вы спрашивали: как, не имея ничего, кроме небольших финансов и идеи, начать бизнес? Сейчас в городе создан подобный инкубатор на базе СФУ. Пока, к сожалению, ажиотажного спроса на его услуги нет. Кстати, определенные наработки существуют у аэрокосмического университета, на Красмаше. Возможно, в скором времени мы перейдем от чисто офисного инкубатора к промышленному инкубатору с возможностью размещения производственных мощностей.

- Почему так мал спрос на эти услуги?

- Давайте все-таки реально считать - история предпринимательства современной России насчитывает около двадцати лет. Это еще очень мало. А стать предпринимателем может далеко не каждый. Для этого необходимо иметь определенный склад ума, характера, жилку. Часть из тех, кто попробовал себя на этом поприще, действительно думает - государство нам не помогает, потому я ухожу. И, кстати, это нормальная практика. Во всем мире предпринимателями являются не более 3-5% от всего общества. Остальные - это наемные работники. Хотя это нисколько не свидетельствует о том, что у нас достаточно господдержки. Поддерживать надо. Уже в этом году форм такой поддержки стало заметно больше.

- Михаил Геннадьевич, вы, с одной стороны - представитель власти, с другой - предпринимательства. Где комфортнее себя чувствуете?

- Так скажем, с точки зрения морального спокойствия, уютнее я себя чувствовал в Союзе промышленников и предпринимателей. У меня была вполне отчетливая позиция: в одном окопе - можно было открыто критиковать власть за те или иные действия. Я понимал, чем громче это делать, тем больше вроде и отдача. В Заксобрании я ощущаю себя человеком от бизнеса во власти. В то же время среди предпринимателей меня воспринимают как человека от власти. Это не всегда просто, но это позволяет принимать более взвешенные решения. И меня приятно радует, что мои коллеги по Заксобранию правильно к этому относятся. Когда я говорю о развитии предпринимательства, мне больше доверяют, так как знают, что я знаю об этом чуть больше. Но иногда, конечно, приходится принимать трудные решения. Вот, например, налоги. Со стороны государства хорошо, когда их поднимают, - так доход бюджета больше. Со стороны предпринимательства - совершенно наоборот. Ведь налог имеет несколько функций, в том числе как фискальную, так и стимулирующую. Вот найти этот баланс и является главной нашей задачей на сегодня.


Эта статья взята СЃ сайта kr26.ru Железногорский интернет-портал
Адрес этой статьи:


При полном или частичном использовании материалов сайта ссылка на KR26.info обязательна.
Адрес электронной почты: info@KR26.info
Дизайн, разработка и поддержка сайта: Michael_A_Gayduk