Дата: 19/03/2008 16:00:00
Раздел: 




(Екатерина Юсьма, "Красноярский комсомолец", 19.03.2008)

Шесть лет назад в авиаклубе РОСТО, которым руководил Александр Решеткин, разбилось 13 человек. Московская комиссия в числе виновных назвала и его имя, но наказание ограничилось кратковременным отстранением от должности. Спустя еще 4 года чудом удается избежать гибели 20 парашютистов. Якобы Александр Анатольевич вновь ни при чем, хотя сам сидел за штурвалом. Пару месяцев назад происходит еще одно происшествие, которое без Решеткина тоже не обходится. "Если этот человек останется в авиаклубе, то катастрофы будут происходить со стопроцентной вероятностью", - говорят в адрес Решеткина бывалые парашютисты. И у них есть на то основания.
Трагедия 2002 года стала трагедией всероссийского масштаба. Тогда на аэродроме "Манский", принадлежащем государственному авиаклубу РОСТО, в самолете заживо сгорели 13 человек. Тогдашний руководитель клуба Александр Решеткин подписал к вылету негодный самолет. Московская комиссия в числе других признала виновным и его. Александр Анатольевич потерял должность руководителя, но из клуба не ушел. Пройдет немного времени, и он станет руководителем парашютного звена, как ни в чем не бывало вновь начнет подвергать опасности парашютистов.

- Решеткин - человек, который всегда хотел зарабатывать много денег, стараясь экономить на всем, - объясняет бывший член клуба парашютист Роман Сизов. - Он сокращал время прогрева двигателя, варварски относился к самолету. В итоге аварию списали на погибшего летчика. На летчика-аса, который летал с 14 лет. Решеткину так было удобно.

Инцидент

Наверное, не было бы смысла вспоминать о катастрофе 2002 года и бередить воспоминания, если б не происшествие годичной давности. Правда, известно о нем стало только сейчас. А фигуранты все те же - авиаклуб РОСТО, руководитель парашютного звена Решеткин и 20 парашютистов, которые чудом остались живы. 26 мая 2007 года на "Манском" проходили показательные прыжки, съехались спортсмены со всей Сибири. Летали на только что купленном самолете Ан-28, причем купленным не государственной организацией РОСТО, а красноярским любителем парашютного спорта. На собственные деньги.

- Взлетно-посадочная полоса была совершенно не готова к полетам, тем не менее прыжки выполнялись, - вспоминает парашютист Роман Карпушин. - Во время четвертого взлета шасси самолета провалилось под землю, подломилась стойка. В это время на борту было 20 парашютистов, во главе с Решеткиным, который управлял самолетом. Если б скорость была чуть выше и самолет цепанул бы винтами землю, катастрофы было бы не избежать. Произошло бы то же самое, что и в 2002 году, - мы сгорели бы заживо. Так что нам очень повезло.

Однако об этом происшествии узнать никто не должен был - Решеткин собрал все фото- и видеоматериалы, запретил рассказывать об инциденте и объявил, что прыжки прекращены из-за погодных условий. Попытка скрыть факт аварии была не единственным нарушением в тот день.

- В полет был заявлен Ан-2, а летал на самом деле Ан-28, - объясняет Роман Карпушин. - Это очень грубое нарушение.

Мнение

Мы попросили Александра Анатольевича встретиться и объяснить, что же все-таки произошло 26 мая прошлого года на аэродроме "Манский". Решеткин согласился, но один общаться не захотел и в качестве подмоги привлек нынешнего начальник аэроклуба Виктора Водолагина и председателя первичной организации РОСТО инструктора Павла Бжитских.

Первое, что сообщил нам Виктор Водолагин, что инцидент 26 мая исчерпан и закрыт.

- А как он закрылся? - не могли не спросить мы.

- Он просто уже закрыт и не настолько значителен, чтобы его сейчас раздувать в печати. Его можно раздуть либо негативно - для вас это не составит проблемы, либо его можно озвучить несколько позитивно.

Незначительным происшествием Виктор Водолагин называет возможность гибели 20 человек и факт сокрытия этого инцидента. Как его можно озвучить позитивно, руководитель клуба нас так и не пояснил.

- Вы представляете самолет? У него три стойки шасси. Передняя стойка проваливается в мягкий грунт. Самолет до сих пор стоит на ремонте. Вот и вся проблема, - продолжает Виктор Дмитриевич.

- Кто-то был виноват, что шасси провалилось в грунт?

- Это специфика работы. Летчик просто не сумел быстро отреагировать, такое повсеместно бывает.

- Предотвратить это происшествие, понять, что взлетно-посадочная полоса в плохом состоянии, возможности не было?

- Это происшествие носит случайный характер.

- А документация была оформлена на этот полет?

- Безусловно. В этом отношении проблем никаких нет. Существуют определенные органы, которые нас жестко контролируют, - заверил "КК" Виктор Водолагин. Органы, может, и существуют, но в плане все же стоял самолет Ан-2, а летали на Ан-28. Об этом Водолагин почему-то решил умолчать.

- Происшествие было расследовано? - задаю очередной вопрос, заранее зная правильный ответ и предполагая, что мне скажет руководитель клуба.

- Безусловно. Информация же сразу в Москву передается. Сокрытия не было, не переживайте, - вновь лукавит Виктор Дмитриевич.

Есть все основания предполагать, что никакого расследования никто не проводил. Об этом инциденте постарались никому не рассказывать.

- А по моей информации, не были оформлены документы на полет и после аварии об этом никуда не сообщалось. Самолет зачехлили и убрали.

- Это легкий бред, - сказал как отрезал Виктор Водолагин.

Почему-то Александр Решеткин в этот разговор решил не вмешиваться, хотя именно он принимал решение о неразглашении информации об аварии. Именно он виноват в том, что самолет, летавший всего несколько недель, уже почти год стоит в ангаре.

Бизнес

Решеткину вообще стоило бы отменить прыжки в тот день из-за раскисшей полосы, но тогда это был бы не Решеткин.

- Когда после катастрофы 2002 года поставили другого директора - это было номинальное назначение, рулил всем по-прежнему Александр Анатольевич, - рассказывает Роман Сизов. - Он сделал государственный клуб своим бизнесом и сейчас любит повторять: "Это мой аэродром, мой клуб, я здесь царь и бог". У него деньги стоят во главе всего. РОСТО - государственная организация, которая не имеет права заниматься коммерческой деятельностью, у них вообще нет лицензии на проведение коммерческих прыжков, нет оборудования, нет специалистов. Учиться прыгать в клубе - все равно что учиться вождению у человека, который сам раз пять сидел за рулем. В свое время я занимался видеосъемкой в клубе, и у меня записано много инцидентов, когда человек мог просто погибнуть. Но Решеткин на безопасность никакого внимания не обращает. Для него главное - деньги. Особенно ему интересны не спортсмены, а любители - они платят дороже. Хотя ни одного чека, ни одной бумажки он не выдает. Бухгалтером работает его же жена, сами понимаете, что там происходит. Я хочу прыгать, но этот человек открывает дорогу в небо только за большие деньги.

Об Александре Анатольевиче наслышаны и за пределами края. Он известен как человек, который угробил многих парашютистов, который поломал самолет, купленный для развития парашютного спорта в Красноярске, который разогнал хороших инструкторов и летчиков, который приписывает себе более тысячи парашютных прыжков, тогда как на самом деле едва ли прыгал больше сотни раз...

При самых грубых подсчетах, на парашютных прыжках в сезон удается получить чистой прибыли до 180 тысяч рублей в неделю. Но при этом некоторое оборудование уже трижды отработало свой срок. Покупать новое никто не собирается. Решеткин умеет только рассказывать, что организацию никто не финансирует. А еще он не забывает про личные интересы.

- "Хочешь прыгать? - спрашивает Решеткин у спортсменок. - Давай мы с тобой будем спать, а ты будешь бесплатно прыгать". Я знаю минимум пять девушек, которым он предлагал такую форму общения, - возмущается Роман Сизов.

Большинство девушек не соглашались, и небо над Красноярском становилось для них закрытым.

В этом году Роману самому не подписали парашютный приказ, Решеткин не подписал. Не объясняя причин. Приходится ездить в другие регионы. На вопрос, что нужно сделать, чтобы вновь можно было прыгать в Красноярске, Рома отвечает просто:

- Нужно посадить Решеткина в тюрьму, тогда я смогу прыгать. А если он будет и дальше работать, будут новые авиационные происшествия и еще кто-нибудь погибнет. Это сто процентов.

Погоня

На сломанном самолете Александр Решеткин не успокоился. Душа, видимо, жаждала приключений. 6 февраля 2008 года командир парашютного звена авиаклуба РОСТО устроил погоню на аэродроме "Манский". Погоня эта могла закончиться очередной трагедией.

Решеткин руководил учебно-тренировочными полетами спасателей МЧС на вертолете Ми-8. На этом факте сразу можно сделать остановку. Александр Анатольевич не имел на это права. Мало того что в это время он исполнял обязанности руководителя клуба (хотя 6 лет назад был уволен с этой должности после смерти 13 человек), так еще и незаконно назначил себя руководителем полетов.

- В государственной авиации руководить воздушным судном может человек, летающий на этом типе воздушного судна либо ранее летавший, - объяснил "КК" один из лучших летчиков Красноярска, член комиссии по расследованию этого происшествия Дмитрий Карнаухов. - Ми-8 слишком серьезная машина для Решеткина. Он понятия не имеет, как вертолет в воздухе держится, и путную команду дать он был не способен... Решеткин - то самое звено, которое привело организацию к разорению. Я считаю его просто могильщиком. Не только структуры, но и людей.

Во время тренировки МЧС Решеткин увидел в воздухе самолет, которого не было в заявке (пилот этого судна, член Федерации любителей авиации России Григорий
Губенко не отрицает своего нарушения), и отдал приказ его догнать. Очень любопытно проходили переговоры Решеткина (Р) и пилота вертолета (ПВ):

Р: Куда уходит?

ПВ: С курсом 220 градусов уходит. Что, догонять его не надо?

Р: Не понял, повтори.

ПВ: Не надо догонять? Кто он такой, что, посмотреть?

Р: Догони, посмотри, кто такие.

ПВ: Сейчас.

Но еще любопытнее Решеткин объяснил нам свой поступок.

- Самолет летел без заявки, не отвечал на запросы, - говорит Александр Решеткин. - Летел в сторону миллионного города (на самом деле курс 220 на 90 градусов отличается от курса на Красноярск. Возможно, Александр Анатольевич и вправду не знает таких элементарных для пилота и тем более руководителя полета вещей, но, вероятнее всего, не знал этого он специально для нас. - "КК"). По размерам этот самолет может нести 400-500 кг груза. У меня в этом городе родственники, дети. Летел террорист, не отзывался, в заявке его не было, поэтому мы решили установить номер.

Судя по словам Александра Анатольевича, для него установить номер - все равно что обезвредить террориста. Тем более что и устанавливать номер необходимости не было никакой. Самолет Як-12, на котором летел Григорий Губенко, - единственный в городе, и Решеткин это прекрасно знал. Не распознать модель самолета с расстояния 200-300 метров, как уверяет Решеткин, - верх непрофессионализма. А вот различить номер с этого же расстояния - фантастическая сказка. На самом деле вертолет приблизился к самолету метров на 50.

- Полный взлетный вес у Як-12 полторы тонны, а у Ми-8 больше 11 тонн, - объясняет Григорий Губенко, человек с высшим техническим образованием, который уже 12 лет сам обслуживает все самолеты. - Еще чуть-чуть - он бы приблизился и уронил меня потоком воздуха. Они должны были просто приземлиться, когда меня увидели. Решеткин же устроил гонку, чтобы поднять шумиху, хотя сам целый месяц летал на Ан-28 без плана.

Комиссия

Дальше больше. После происшествия Григорий Губенко сам позвонил в Новосибирск и доложил о случившемся. Была образована комиссия по расследованию. И что же вы думаете? От структуры РОСТО в эту комиссию вошел Александр Решеткин.

На вопрос "имел ли Решеткин право управлять полетами" он лаконично ответил: "Да", а вот на вопрос "мог ли он войти в состав комиссии по расследованию" за Александра Анатольевича ответил председатель РОСТО, инструктор авиаклуба Павел Бжитских.

- Вы спросили, имел ли он право быть членом комиссии? Да, имел. Он лицо должностное, уполномоченное государством руководить полетами, он этим же самым государством и уполномочен проводить расследование, - заявил Павел Петрович.

Странное какое-то у нас государство получается. Как совершенно резонно замечает Роман Сизов, это примерно то же самое, если в суде обвинитель будет по совместительству еще и членом присяжной комиссии.

- Если бы мы не установили, что это за самолет, подняли бы перехватчики и сбили его, - включился в разговор Александр Решеткин. - Сейчас этим занимается транспортная прокуратура и ФСБ.

Спешим сообщить Решеткину, что в Красноярске технически нет возможности сбить самолет. Не говоря уже о целесообразности и здравомыслии.

- Если принципиально рассуждать, здесь происходит легкое нарушение, - дополняет подчиненного руководитель авиаклуба Виктор Водолагин. Легонькое такое нарушение, которое могло стоить человеческой жизни. Наилегчайшее прямо-таки. Этим легким нарушением сейчас занимается транспортная прокуратура. Напоследок Александр Решеткин в свойственной себе манере предложил нам всей редакцией прыгнуть с парашютом. Решил, видимо, и нам продать не принадлежащее ему небо.


Эта статья взята СЃ сайта kr26.ru Железногорский интернет-портал
Адрес этой статьи:


При полном или частичном использовании материалов сайта ссылка на KR26.info обязательна.
Адрес электронной почты: info@KR26.info
Дизайн, разработка и поддержка сайта: Michael_A_Gayduk