(Андрей Хохлов, "Труд-Енисей", 06.03.2008)
Красноярский слет промышленников и чиновников оказался общероссийским срезом отношений власти и бизнеса - моделью ближайшего будущего России. Такой вывод можно сделать по итогам пятого форума, который продемонстрировал не только очередные свершения и достижения, но и непростую ситуацию в отдельных сферах и отраслях хозяйственного организма страны. Например, неожиданно отложили подписание меморандума о строительстве Северо-Сибирской железной дороги, проект которой стоит четверть триллиона рублей. До начала форума планировалось документально утвердить затею "Комплексное развитие территории Севера Сибири" - главной линией тут должна стать железнодорожная магистраль от Ханты-Мансийского автономного округа до Иркутской области Нижневартовск - Белый Яр - Лесосибирск - Усть-Илимск. Часть дороги пройдет и по Красноярскому краю. Объем пассажиропотока по магистрали в 2025 году, как ожидается, может достигнуть 7 миллионов человек, объем внутрирегиональных грузоперевозок - 60 миллионов тонн, объем транзитных грузоперевозок - 30 миллионов тонн.
Но, как заявил губернатор края Александр Хлопонин, это очень серьезный и амбициозный проект, который требует большой проработки. "В этой дороге, прежде всего, должен быть заинтересован не федеральный центр или регионы, а представители бизнеса, которые и будут эту дорогу загружать. Поэтому, первыми под этим проектом должны подписываться именно бизнесмены. К сожалению, так случилось, что часть тех людей, которые должны были участвовать в подписании меморандума "Комплексное развитие территории Севсиба", в силу обстоятельств не смогли приехать на форум. Проблема не в том, что проекта нет, просто сегодня его невозможно подписать", - подчеркнул он. Однако, по словам главы региона, работа над проектом продолжается. Он позволит развиваться как нефтегазовому и лесному комплексам, так и социальной сфере.
Кто именно не приехал и какие разногласия могли возникнуть у потенциальных инвесторов магистрали, не сообщалось. Но можно предположить, что пока за проект не возьмется государство, подвижки в Севсибе вряд ли начнутся: как известно, после распада СССР ни одна крупная железнодорожная ветка в России построена не была. Такие затеи не приносят быстрой прибыли, они требуют консолидированных усилий частного бизнеса, а это по определению неподъемно - в той же Сибири немало конкурирующих структур, которые лучше до скончания века будут возить грузы по зимним автодорогам, чем позволят соперникам хоть на рубль снизить себестоимость продукции. К слову, более близкий нам рельсовый проект - дорога от Курагино до Кызыла стоимостью 70 миллиардов рублей, уже финансируемая Инвестиционным фондом, также пока не начиналась. Несколько месяцев назад депутаты Великого хурала Тувы говорили автору этих строк, что пока инвесторы не представят гарантий неприкосновенности памятных мест территории, стройка разрешена не будет. И это, напомним, амбиции только одного субъекта Федерации. А что будет происходить, когда за стол переговоров по Севсибу сядут сразу четыре губернатора, еще не всем ясно. Возможно, хорошо понимая эту проблему, министр транспорта России Игорь Левитин в первый день форума озвучил намерение власти создать государственную компанию, управляющую проектом Северной Сибири.
Практика показывает, что намного более эффективным методом взаимодействия бизнеса и государства является подписание долгосрочных соглашений о сотрудничестве между администрациями и финансово-промышленными группами. Команда Хлопонина впервые применила это ноу-хау пять лет назад, после того как на разрезах угольной компании СУЭК начались социальные волнения. И обстановка там теперь гораздо спокойнее. Показательно, что и в дни форума генеральный директор компании Владимир Рашевский сел за один стол с главой края Александром Хлопониным, снова подписав контракт об общественно-экономическом партнерстве. После церемонии рукопожатий глава СУЭК вышел к прессе и сказал: - На социальные проекты в нынешнем году компания потратит пятьдесят миллионов рублей. Мы понимаем важность этого направления и готовы сделать еще много хорошего для красноярцев.
Единственное, что здесь вызывает вопрос - цена соцпакета. Отрадно, что СУЭК уже несколько лет вкладывает средства в здравоохранение, спорт, переобучение кадров, но суммы, инвестируемые компанией в гуманитарную сферу, могли бы быть и побольше. В удачные годы выручка СУЭК от продаж угля в крае превышает полтора миллиарда долларов, при этом цена топлива быстро растет.
Более значимыми здесь выглядят действия ФПГ "Роснефть", которая также подписывает соглашения с краевой властью. По словам президента компании Сергея Богданчикова, в 2008 году "Роснефть" намерена добыть 111-112 миллионов тонн нефти. При этом, как заявил Богданчиков, "четверть добычи компании будет осуществляться на месторождениях в Восточной Сибири, в основном, в Красноярском крае". Глава "Роснефти" также отметил, что в настоящее время компания завершила подготовку обоснования инвестиций нефтеперерабатывающего завода на побережье Тихого океана, в конечной точке строящейся нефтепроводной системы Восточная Сибирь - Тихий океан (ВСТО). Касаясь темы возможного переноса даты сдачи первой очереди ВСТО, Богданчиков сказал, что это не скажется на сроках ввода в разработку Ванкорского нефтегазового месторождения. Президент "Роснефти" сказал, что к настоящему моменту в реализацию Ванкорского проекта компания уже вложила 70 миллиардов рублей. Как и планировалось изначально, подключение Ванкорского месторождения к системе "Транснефти" позволит поставлять нефть как в восточном, так и в западном направлении. В свою очередь, Ачинский нефтеперерабатывающий завод к 2012 году планирует увеличить объем переработки сырья до 8 миллионов тонн против шести нынешних. Но и тут существуют свои сложности. В отличие от большинства регионов страны, нефтяники не спешат открывать в Красноярском крае собственные сбытовые сети, что значительно влияет на отпускные цены автозаправок. Однако виноватым на пресс-конференции Богданчиков не казался и дал несколько обещаний по поводу возможной покупки красноярского топливного оператора - ОАО "Краснефтепродукты".
|