Дата: 05/03/2008 21:58:22
Раздел: 




(Александр Силаев, "Вечерний Красноярск", 05.03.2008)

Выборы, о которых говорили четыре года, совершились. У Дмитрия Медведева - 70,2% голосов, у Геннадия Зюганова - 17,8%, у Владимира Жириновского - 9,4%, у Андрея Богданова - 1,3%. В общем, обошлось без чудес.

Предсказуемость эпохальности не помеха. То, о чем говорили четыре года, остается событием - даже если за три месяца до него результат известен. В некотором смысле происшедшее 2 марта можно считать даже скорее плебисцитом, нежели выборами. Вроде как 2 декабря стало "референдумом Владимира Путина", той же чести 2 марта удостоился Дмитрий Медведев.
Почему не вполне выборы? Вот представим: Демократическая и Республиканская партии США. У них действительно идет война. Чем дальше - тем больше. Там разные проекты будущего, все компромиссы тактические, все разногласия - стратегические. Возьмем нашу четверку кандидатов. По сравнению с тем, что в США, все они, так или иначе, одна команда. Не вообще, а именно по сравнению. Конечно, Зюганов борется за процент с Жириновским, оба они не прочь откусить избирателя у Медведева, но... в конечном счете центр стратегического управления на них на всех - один. Тот же Зюганов давно уже в позиции, где работают "предложения, от которых нельзя отказаться". Понятно, что семейство Бушей никаких таких предложений семейству Клинтонов сделать не может по определению, и наоборот.

За рамками российского консенсуса пребывают силы, в выборах не участвующие: Касьянов, Лимонов и т. д. За рамками - не потому что независимые, а потому что зависимость там другая (рядовому россиянину, пожалуй, менее выгодная). Впрочем, "консенсусность" всех сил, допущенных до публичного поля политики РФ, не значит "нелегитимность". Это легитимность, но несколько иного типа. Сказано уже - 2 марта в России был референдум, и Медведев там победил.

Причем механизм легитимации нового президента РФ вышел двухтактовый. В Конституции таких штук не прописано, но вообще-то реального механизма власти полностью не прописано ни в одной конституции мира. Ход первый - элита признает Медведева своим. Ход второй - народ признает свою элиту, совокупное российское "начальство", в лоб говорящее - "иди за Медведева". Но одно дело - сказать. Другое дело - услышать.

Нет зазорного, что "начальство" заявило позицию. Нет зазорного, что разлома там не произошло. За Медведева, с теми или иными оговорками, выступили практически все элиты, даже и РПЦ. Даже и его прямые соперники на выборах - часть системной элиты, консенсусно ставшей за кандидата Медведева. Элита транслировала волю на политический класс, тех, кто принимает решения. Дальше уже пошло в народ. И сказавшие 2 декабря "А", пришли и сказали 2 марта "Б". Еще раз: элиты построились за Медведевым, народ построился за элитами. "Народ и партия едины". Теперь о будущем. Какие есть сценарии и риски? Чтобы говорить о рисках, спросим себя: под какие гарантии и надежды выстроилось текущее единство?

Элиты ставят на Медведева как на некий интеграл ожиданий. Своих, не чьих-то иных. Образно говоря, как на лучшую пропорцию между "доходностью" и "стабильностью" политических инвестиций в РФ. И государственность соблюсти, и капитал приобрести (точнее, не потерять). Ну а население попросту "от добра добра не ищет". Добром выступает ситуация проживания в растущей экономике и государство, не мешающее тебе затариваться в супермаркете. Если это называется "курсом Путина", то пусть так и будет. Основание консенсуса диктует и риски. Значит, есть треугольник - политический лидер, элиты и население. 2 марта антагонизма вроде как не замечено. Но можно вообразить три возможных противоречия - между всеми точками.

СССР распался, ибо в конечном счете его элиты выбрали увеличение своей доли - пусть даже в редуцированной, павшей реальности. Представим, что международная конкуренция потребует от них обратного фокуса - поделиться со страной ради выживания страны. Кто-то захочет. А кто-то нет. Вот и тема "бояре против царя". Ибо президенту России все-таки редуцировать Россию некуда, если он намерен оставаться президентом, а не, например, эмигрантом. Экономический рост не может идти без запинок. Рано или поздно надуваются пузыри, и рушатся рынки, и семейные бюджеты трещат. А поскольку "уровень потребления" записан в негласное соглашение народа и его власти, это, мягко выражаясь, кризис доверия. Прежде всего народ перестает любить "начальство вообще", а отношение к лидеру будет диктоваться тем, кому он пойдет затягивать пояса - "начальству" или всем остальным.

Таковы риски, можно сказать - вызовы наступившего периода Медведева. Сейчас он - средоточие общественного договора. Дай бог остаться им через 4 года.


Эта статья взята СЃ сайта kr26.ru Железногорский интернет-портал
Адрес этой статьи:


При полном или частичном использовании материалов сайта ссылка на KR26.info обязательна.
Адрес электронной почты: info@KR26.info
Дизайн, разработка и поддержка сайта: Michael_A_Gayduk