Дата: 01/02/2011 1:16:16
Раздел: 




В начале 1990-х годов в России было законодательно разрешено свободное хождение иностранной валюты, обменные пункты стали привычным антуражем российских городов. Казалось бы, тем самым был разрушен самый главный барьер на пути либеральной экономики. Однако до сих пор рубль так и не стал мировой валютой.

28 января в прямом эфире "Эха Москвы" в рамках проекта "Лихие 90-е, или Время надежд" обозреватели радиостанции Владимир Рыжков и Виталий Дымарский обсудили одно из главных событий того времени - валютную либерализацию начала 90-х годов - ее плюсы и минусы и то, кто и какими методами это сделал.
владимир рыжков: 18 лет назад, 28 января 1993 года, вышло историческое постановление правительства РФ, подписанное Виктором Степановичем Черномырдиным, разрешающее гражданам свободно посещать иностранные государства. В тот самый день исчезли барьеры и преграды. Мир, каким его когда-то видел советский гражданин, перестал существовать.

виталий дымарский: Это было счастье!

рыжков: Это сейчас молодым кажется, что поездка за границу - нечто обыкновенное. А ведь до 1993 года такой свободы передвижения не существовало.

Учитывая, что любой выезд за пределы нашего государства предполагает наличие в карманах иностранной валюты, началось ее свободное хождение на территории страны.

Сейчас это может казаться дикостью, но в советское время у граждан не было и не могло быть валюты на руках. Уголовный кодекс предусматривал строгое наказание за хранение иностранной валюты, за скупку и за торговлю ею.

В этом смысле осуществленный в начале 90-х годов переход на свободный обмен рубля на доллары - одно из главных событий того времени. И если те времена очень часто вспоминают со знаком "минус", то хождение доллара однозначно воспринимается позитивно, несмотря на царившую тогда неразбериху и отсутствие единого курса в обменных пунктах.

дымарский: Не будучи экономистом, не работая ни в Центробанке, ни в минфине, я могу сказать от лица рядовых граждан - в 90-е годы присутствие иностранной валюты очень многих спасало. Это был тот резерв, который мог выручить в трудную минуту.

рыжков: Причем доллар спасал население дважды. Второй раз - в 1998 году, когда во время кризиса вновь выиграли те, кто держал деньги в наличных долларах.

Конвертация была единственным способом сохранить зарплату или пенсию в условиях, когда государство не справлялось с экономикой. Кто застал начало 90-х, этого не забудет. Рубли ходили по всей территории бывшего СССР, несмотря на существование независимой России. Деньги продолжали печататься, что порождало хаос и гиперинфляцию, достигавшую десятков процентов в месяц.

дымарский: Ценники в очень многих магазинах были не в рублях, а в у.е. - условных единицах.

рыжков: И одним из тех, кто решительно пресек эту деятельность и замкнул рублевое обращение российскими границами, был Борис Федоров - наш известный экономист, трижды член правительства, дважды министр финансов, увы, скончавшийся относительно недавно в Лондоне в возрасте 50 лет.

Это был настоящий финансист, стремившийся провести жесткую финансовую стабилизацию и в кратчайшие сроки навести порядок. Он предлагал жесткие меры финансовой стабилизации. Таков его стиль. Мы были коллегами по первой Государственной думе, и я внимательно следил за тем, как он работал в правительстве на разных должностях. Он был бульдогом в кресле министра. Чрезвычайно жестким. Чрезвычайно решительным.

дымарский: И именно он навел порядок на постсоветском пространстве.

рыжков: Сейчас много спорят о том, как он это сделал - какими методами. Сначала на каждом углу появились обменники, дававшие возможность гражданам поменять "деревянные" на "зеленые". И чуть позже стал свободным также приток и отток капитала в стране.

дымарский: Об этом любят посудачить в народе. Таков наш человек - ему приятно считать и обсуждать происхождение состояний олигархов. И в этом плане часто говорят, что конвертация сыграла будущим долларовым миллионерам на руку. Дав рядовому гражданину шанс подержать в руках стодолларовую бумажку, она вместе с тем позволила организовать и отток капитала из страны.

* * *

Пока у рубля шансов нет

Евгений Ясин, научный руководитель Высшей школы экономики

Ошибки прошлого дают о себе знать в настоящем. Как бы нам этого ни хотелось, но нынешний рубль не сможет стать мировой резервной валютой. У него нет никаких шансов.

Во-первых, стране для этого необходимо занимать в мировой экономике существенное место - доля России в мировом ВВП в лучшем случае составляет 2,5% (у Японии этот показатель колеблется в районе 7%). Во-вторых, нужно иметь соответствующую репутацию. Такая есть у Швейцарии, где франк был стабилен на протяжении последних ста лет. А самое главное, инвесторы во всем мире верят в ту экономику, которая способна предлагать какие-то новые товары, а не просто вытягивает из-под земли свои природные богатства. Наша главная задача - научиться ежегодно предлагать по три-четыре продукта, которые были бы востребованы на мировом рынке. Пока же Россия опирается на нефть и газ, цены на которые постоянно скачут то туда, то сюда.

"Отец" свободной валюты

Николай Троицкий, обозреватель РИА Новости

Борис Федоров - занял в истории довольно скромное место. Гораздо более скромное, чем рассчитывал и мог ожидать. Так уж случилось, что более значительные вакансии были заняты. Другими либерал-реформаторами. Хотя между ними и Федоровым не было никаких антагонистических противоречий, и взгляды их в принципе совпадали, пришлось Борису Григорьевичу искать свою особую нишу в российской политике. Тем более что из правительства его периодически убирали. Хотя потом призывали назад.

Свое кредо Федоров определил так: "Либерал в вопросе о правах человека и в экономике, консерватор и патриот в политике и государственном устройстве". Такая вот сложная конструкция, полная внутренних противоречий. Трудно было стать консерватором в бурные девяностые годы, когда просто нечего было еще консервировать. А называть себя патриотом в те годы было совсем уж немодно и непопулярно.

Но Федоров решился. Встал под хоругви с торжественной надписью "Вперед, Россия". И в отличие от других либералов одобрил и поддержал войну в Чечне.

Но тем не менее это был не более чем эпизод в его биографии. А в целом она мало чем отличается от curriculum vitae его конкурентов по условно демократическому лагерю. Как многие либералы постсоветской поры, Федоров до революции 1991 года успел поработать в ЦК КПСС консультантом, и уже за это подлежал бы люстрации со стороны особо ретивых товарищей, называвших себя демократами. Как истинный либерал после ухода из мутных вод политики двинулся в бизнес. И немного в благотворительность. А затем безвременно умер в Лондоне - как истинный консерватор и патриот.
Источник: izvestia.ru


Эта статья взята с сайта kr26.ru Железногорский интернет-портал
Адрес этой статьи:


При полном или частичном использовании материалов сайта ссылка на KR26.info обязательна.
Адрес электронной почты: info@KR26.info
Дизайн, разработка и поддержка сайта: Michael_A_Gayduk