Российский предприниматель, занимающийся огранкой в ОАЭ, уверен: русские гранильщики — лучшие.
В свободной экономической зоне Рас Аль Хайма (Объединенные Арабские Эмираты) я работаю с 2004 года вместе с отцом — у него хорошие связи в Африке и на Ближнем Востоке. Вначале открыли торговую фирму, потом решили создать производство по огранке афганских алмазов. Я изучил несколько СЭЗ и выбрал Рас Аль Хайму, потому что она была не такой раскрученной как другие, например, в Дубае, зато цены ниже. Кроме того здесь было меньше народу, и, как следствие, спокойнее, более внимательное отношение со стороны администрации. А если мне надо в Дубай, — это 45 минут по отличному шоссе без пробок, никаких проблем.
Выбрав СЭЗ, я приступил к регистрации предприятия. Для этого нужно было получить производственную лицензию, написав довольно подробный бизнес-план: какое будет оборудование, сколько рабочих, где они будут жить и т.д.
Задача сильно облегчается тем, что чиновники очень дружелюбны и всегда готовы помочь. Все документы пишутся по-английски. Если нужно внести в документы какие-то изменения, например, ввести в компанию нового партнера, все делается очень быстро, за пять дней.
Лицензию нужно продлевать каждый год. Для этого приезжает комиссия, смотрит, все ли у тебя в порядке, есть ли реальное производство, не нарушаются ли санитарные и противопожарные правила и т.п. Взяток не вымогают. Кроме того, извините, если председатель этой комиссии приезжает на Bentley, какую взятку я могу ему дать? Да она ему и не нужна.
Стоимость лицензии плюс аренда примерно 250 кв метров производственных площадей обходится мне где-то в $20 000 в год, при этом сама лицензия стоит $1200. Причем в дирхамах сумма за шесть лет не менялась ни разу.
В Рас Аль Хайме две свободные зоны — одна принадлежит шейху эмирата, другая его брату. Фактически, они государственные, потому что шейх — это и есть государство. Он реально живет для народа, не как у нас правительство — группа людей, которая все делает только для себя. Шейх никогда не станет ходить с охраной, он может спокойно зайти в обычный магазин и что-то купить, обособленности никакой нет. Очень много немцев и англичан приезжают работать в эту СЭЗ.
Параллельно с открытием компании я занимался легализацией. Чтобы получить инвесторскую визу, нужно быть старше 21 года, владеть по крайней мере 10% фирмы в СЭЗ, стоимостью не менее 75 000 дирхам (около $20 000) и показать на расчетном счету не менее $27 000. Сама инвесторская виза обходится примерно в $1000 на три года. При этом делают полную проверку, отпечатки пальцев, сканирование сетчатки, зато потом можно ездить спокойно без всяких проблем и членов семьи привозить.
Арендовать жилье тоже стоит относительно недорого — отличную виллу площадью в 500 кв метров можно арендовать за $24 000 в год.
Обустроившись, мы закупили гранильные станки, наняли рабочих. До кризиса на меня работало около 30 человек. Из них гранильщики — все русские, потому что наши — самые лучшие. Рабочая виза стоит около $900 плюс нужно предъявить официально заверенный диплом. Вот с этим главная проблема. Диплом нужно заверить в МИДе, Минюсте, Минобрнауки и в посольстве ОАЭ. Главная проблема — Минобрнауки, где процедура заверения занимает 2-3 месяца.
Работать в ОАЭ здесь очень легко, налогов нет вообще никаких, а значит, не нужна и бухгалтерия. Ведем только управленческий учет, и все.
Чиновники всегда на твоей стороне. Вот, например, у нас в России самое гиблое дело — это таможня. В Рас Аль Хайме, чтобы отправить товар в Россию, у меня уходит два часа. На приемку товара по импорту — один день максимум. А в России?.. Скажем сразу: я взяток не даю. В общем, растаможка первой партии афганских изумрудов на российской таможне заняла два месяца. Потом нашли изъян: якобы перевес 0,2 грамма, в сырье это вообще ничто, мусор. Нет, обвинили в контрабанде, взяли 200 рублей штрафа и еще целый месяц тянули.
Мы работали до кризиса с африканскими алмазами, сейчас полностью перешли на афганские изумруды. У меня оборот по камням примерно $10 млн в год. Когда бриллианты были, обороты больше получались, но прибыльность по ним сейчас всего 2%. На афганских изумрудах прибыльность гораздо выше: 100% — 150%. Я в Афганистан постоянно езжу. Они к русским очень неплохо относятся, даже те, кто с нами воевал в 80-х. Да, там рискованно, но где есть риск, там и деньги. Хочешь безопасности, — сиди в Европе и зарабатывай 2% в год.
|