(Юлия Спирина, "Красноярский комсомолец", 13.02.2008)
Пластилиновые мультики в Красноярске создают дети
Наверное, каждый взрослый при слове "пластилин" вспоминает детство. Вспоминает, как в садике или дома с упоением лепил забавных человечков и зверушек. Вспоминает, как летел к телевизору, едва заслышав известную песенку из передачи "Спокойной ночи, малыши". Сейчас непросвещенный обыватель с грустью скажет, что пластилиновая анимация канула в небытие вместе с Советским Союзом. И ошибется. Из картонных коробок на стол выкладываются трогательные цветные фигурки - это будущие герои мультфильма. На первый взгляд даже не верится, что все придумывают, создают, режиссируют и снимают сами дети. Обычные инструменты для лепки, скомканные куски разноцветного пластилина, в творческом беспорядке разбросанные на столе... Если добавить к этому немного детской фантазии и курирующую работу руководителя, то на свет появится новый мультик.
Группы
Красноярское муниципальное учреждение "Радиотехник" находится "на уровне" и ни капельки не уступает по качеству и креативу аналогичным клубам Новосибирска и Ярославля. Ксения Попова руководит клубом пластилиновой анимации около полутора лет. За этот небольшой срок было создано более десяти мультфильмов. Студия активно участвует в фестивалях, демонстрируя работу юных мультипликаторов. Созданы две возрастных группы: младшая и старшая. В первой занимаются дети до 12 лет. Старшая группа существует всего полгода, здесь самому взрослому мультипликатору 14 лет. Но независимо от того, сколько лет детям, у них одна цель. Это создание пластилинового мультфильма: написание сценария, лепка, постановка фигур, съемка, звукозапись. Взглянув на ребят, сидящих за столами, понаблюдав за лепкой, которая нередко перерастает в шумную игру, складывается впечатление, что все это несерьезно. Однако очень скоро ребятам начинаешь завидовать: "Вот бы мне такое же детство..."
Живые фантазии
Каждый ребенок сочиняет что-то свое. Например, 11-летний Саша предложил собственную сказку про упавшую звезду, которой взлететь обратно помогают друзья. Его коллега хочет создать мультфильм-песню. Ребята самостоятельно рисуют сценарный покадровый план. Педагог Ксения Попова лишь следит за действиями детей, что-то подсказывает, советует. Дети сами придумывают, каких персонажей нужно слепить, как они должны выглядеть. На любую новую "историю-сказку" заводится специальная коробочка, куда складываются все наработки - фигурки, рисунки, планы. Все более чем серьезно, даже в лепке. Здесь используются два вида пластилина. Из скульптурного, более плотного и крепкого, создается фигура или ее костяк, а сверху аккуратно намазывается обычный цветной пластилин. Ребята самостоятельно ведут фотосъемку мультфильма, озвучивают персонажей. Так кропотливо и пошагово появляются на свет плоды детских фантазий. Создание мультфильма - это детское откровение. Ребята через мультфильм рассказывают близким то, что на словах не объяснишь. Поэтому педагоги с особым трепетом и осторожностью воспринимают новую родившуюся у ребенка идею. Младшая группа чаще снимает истории-сказки - о дружбе, доброте, мире. Ребята постарше стараются более серьезно подходят к свои работам, отображая реальный мир. Хотя философии ни тем, ни другим не занимать. Иной взгляд
Создание оригинального мультика позволяет маленьким детям постепенно превращаться в творческую и гармоничную личность, считает Ксения Попова. Ребята учатся не повторять известное, а создавать неповторимую историю, воплощать мечты в реальность.
- У наших ребят, - говорит Ксения, - есть перспектива дальнейшего творческого развития. Дети из младшей группы меняются на глазах. Максиму Стручкову - самому младшему воспитаннику клуба - только четыре года, но несмотря на столь юный возраст, малыш в считается полноправным творцом. Мама мальчика Наталья рассказывает, что даже воспитатели детского сада заметили, как изменился сын. Стал самостоятельным и ответственным. Теперь Максимку в группе называют "взрослым". Подобные изменения Ксения называет появлением "другого взгляда". Дети начинают иначе смотреть те же мультфильмы. Воспринимают их не как что-то развлекательное, а как настоящее искусство. Они превращаются в ценителей мультипликации и даже в юных критиков. Развивается уважительное отношение к чужим идеям, задумкам, а вместе с этим ответственность за собственные поступки и мысли. Создание мультиков воспитывает у любого ребенка усидчивость, кропотливость и недетскую устремленность. Компьютер, который для обычных ребят - лишь источник развлечений, для юных пластилиновых аниматоров значит много больше. Это серьезный рабочий инструмент, который помогает творить.
|