Дата: 20/07/2010 12:53:10
Раздел: 




После остановки последнего в мире реактора, который вырабатывал оружейный плутоний, железногорский горно-химический комбинат начал выполнять другие задачи. Теперь основное - переработка и хранение отработавшего ядерного топлива и радиоактивных отходов. Их в Красноярский край везут почти со всех атомных станций России и Украины. Да и оставшийся плутоний, который раньше составлял основу ядерного щита страны, тоже представляет немалую проблему. По сути, с ним до сих пор нечего делать. Технологии его использования в качестве топлива для АЭС ещё только разрабатываются.

В России в итоге была принята программа по производству МОКС-топлива, смеси урана и плутония, чьи отходы снова могут превращаться в исходный материал. Стратегический запас для Росрезерва. Или почти вечный двигатель.
С точки зрения железногорских атомщиков переход на МОКС-топливо - это одни сплошные выгоды: наработанный оружейный плутоний надо куда-то девать, да и запасы урана, на котором базируется современная атомная энергетика, далеко не безграничны. Однако обеспокоены экологи, они считают, что этот плутоний гораздо безопаснее хранить; если превращать его в такое топливо, весьма высока вероятность загрязнения окружающей среды и Енисея.

Гладко на бумаге, да забыли про овраги. Если утилизацию ни на что больше не годящихся радиоактивных отходов хоть как-то пытаются регламентировать - недавно Госдумой в первом чтении был принят соответствующий закон, то с отработавшим ядерным топливом, которое и является сырьём для реакторов нового поколения, ситуация иная. Контролем занимаются Ростехнадзор, специальное подразделение Росатома и... сами железногорские атомщики. А деятельность Росатома, как заявляет член Совета Федерации от Красноярского края Вячеслав Новиков, сейчас очень напоминает деятельность РАО ЕЭС. Его недобросовестное отношение к безопасности, как известно, и привело к аварии на Саяно-Шушенской ГЭС.

"Росатом - это госкорпорация, подчёркиваю - корпорация, с серьёзной коммерческой частью. Возникает вопрос: а кто за это будет отвечать? Итак, это ответственность государства, ни в коем случае вопросы, связанные с безопасностью, нельзя передавать в руки коммерческим организациям", - уверен член Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации Вячеслав Новиков.

Справедливости ради стоит отметить, что именно Росатом вышел с инициативой закона о радиоактивных отходах. Но как отмечают в Совете Федерации, документ отражает главным образом интересы этого ведомства. Сейчас специалисты Росатома готовят ещё один законопроект, уже об отработавшем ядерном топливе . Но когда он будет принят - пока неизвестно.


Эта статья взята СЃ сайта kr26.ru Железногорский интернет-портал
Адрес этой статьи:


При полном или частичном использовании материалов сайта ссылка на KR26.info обязательна.
Адрес электронной почты: info@KR26.info
Дизайн, разработка и поддержка сайта: Michael_A_Gayduk