Дата: 18/05/2010 0:51:41
Раздел: 




Обычно годовые коллегии ведомств проходят раздельно, так планировалось и в этот раз, и в каждом министерстве коллегию переносили – ждали Путина. Мероприятие передвигали несколько раз и в итоге сделали совместным. «Чтобы премьер два раза одно и то же не повторял», – рассудил один из чиновников.

В зале сотрудники Минфина заняли кресла на одной половине, Минэкономразвития – на другой. Их разделили убеждения и узкая дорожка между рядами кресел. Замминистра экономического развития Андрей Клепач сел было «на половине Минфина», но его быстро попросили перейти на другую сторону.

Конкурентоспособная экономика, лидерство на евразийском пространстве, новые стандарты качества жизни россиян – все эти стратегические цели из-за кризиса не изменились, начал выступление Путин, но достигать их теперь придется в изменившихся условиях. Несмотря на кризис, России удалось сохранить социальную и политическую стабильность – потраченных на это резервов не жаль, убежден Путин, иначе было бы как сейчас в Греции: общенациональные забастовки и массовые беспорядки из-за сокращения зарплат и замораживания пенсий. Гигантского госдолга у России в отличие от Греции нет, а вот дефицит бюджета, хоть и вдвое меньший, есть. Чтобы и дальше обходиться без секвестров и необеспеченных мандатов, нужен низкий и даже нулевой дефицит бюджета – для России это норма, изложил премьер условие сохранения посткризисной стабильности, надо выдержать график сокращения дефицита до 3% в 2012 г. и до нуля – в 2015 г. и снова накапливать стабфонд. Совмещать успехи модернизации с бездефицитным бюджетом придется путем повышения эффективности расходов – премьер поторопил министерства с принятием соответствующей программы, которую они никак не согласуют уже несколько месяцев.

В значении цены нефти, при котором дефицит бюджета будет стремиться к нулю, а экономика – избавляться от нефтезависимости, министры разошлись на несколько долларов.

Еще пять лет назад бюджет балансировался при $27 за баррель, потом нефтегазовый трансферт был рассчитан исходя из $50, но теперь и $60 – серьезное ограничение, а бюджет-2010 и вовсе балансируется при $95, рассказал министр финансов Алексей Кудрин. Запланированный на 2011 г. дефицит в 4% ВВП достижим при $70 – из этого и надо исходить, предложил он, а если нефть будет дороже – значит, дефицит будет меньше, а не расходы больше.

Планировать надо не по специально заниженным ценам на нефть, а по консервативным прогнозам, возразила Кудрину министр экономического развития Эльвира Набиуллина, словно намекая министру финансов на его же собственные заветные слова – до кризиса он ежегодно убеждал Минэкономразвития делать прогнозы поконсервативнее. Прогноз Минэкономразвития сейчас как раз таков, достаточно консервативный, считает Набиуллина: $76, $78 и $79 на 2011–2013 гг. Новый бенчмарк Кудрина – это сохранение (без роста) социальных выплат и сокращение всех остальных расходов на 30% в реальном выражении за три года, посчитала Набиуллина: «Это не очень реально». В кризис экономика Европы сократилась до уровня 2006 г., а России – до уровня 2007 г., потому что до этого росла быстрее. В 2009 г., несмотря на масштабные антикризисные расходы, государственный спрос в реальном выражении не увеличился, а домохозяйств – сократился на 7,7%, сказала министр: «Без роста потребления устойчивого роста экономики мы не получим».

Прогнозировать цены на нефть сложно, но нужна точка отсчета, поддержал министра финансов выступавший следом председатель совета директоров МДМ-банка Олег Вьюгин. Самый же большой резерв страны кроется в улучшении управления, заметил он: нужна такая экономика, в которой успех сопутствует только тем, кто инвестирует в инновации, а для такого успеха нужны конкурентные рынки.

Предложение Вьюгина заканчивать антикризисную поддержку нефинансового сектора рассмешило премьера: «Вот молодец Олег Вячеславович! А в финансовом не нужно заканчивать?» Поддержка нефинансового сектора, конечно, может увеличить спрос на импорт, но это от нас зависит, считает Путин. Вот программа утилизации не повысила спрос на импорт, но показала другую проблему: раскупают «пятерки» и «семерки», что не способствует модернизации. И это тоже надо учитывать, раз спрос такой, разъяснил Путин.

Фраза Кудрина, что после окончания резервного фонда в 2011 г. (см. врез) Россия станет как все страны, что может привести к необходимости повысить налоги, Путину не понравилась: «Мы и сейчас похожи на другие страны!» В зале поднялся тревожный гул – в свете проведенных с еврозоной параллелей походить на другие страны сейчас как-то не очень хотелось. «Но если бы мы были такие, как они, – продолжил Путин, – мы бы никогда не накопили этого резервного фонда, уважаемый Алексей Леонидович! Отличия есть, и они сохранятся». Основатель стабфонда Кудрин согласно кивнул. Споры двух ведомств постоянно «звучат и в моем кабинете», подытоживал премьер: «Бюджет должен использоваться как фактор развития – это очевидно. Но так же очевидно, что бюджет должен быть сбалансированным». До сих пор руководителям двух министерств удавалось находить компромисс – так будет и на этот раз, резюмировал он.

С инвестициями в инновации получается не в коня корм, вздохнул Путин: «А почему? Прибыль небольшая. Рынки сбыта все заняты, и туда не пускают. Чтобы со своим продуктом выйти – фигушки». Инвесторы жалуются на административные барьеры, рассказал премьер: «То таможня замучает, то налоговая служба… Слушайте, но это безобразие!» Пугает, признался он, что за частоколом проблем можно забыть устранить любой ценой то основное, что мешает. «Это зависит от вас», – завершил премьер.

После этой фразы добрая четверть зала подалась к выходу: премьер ушел. На трибуне терпеливо ждал председатель Счетной палаты Сергей Степашин. «А вы запоминайте, кто выходит», – пошутил Кудрин. «Так ваши и выходят», – добродушно съязвил Степашин. Кудрин даже не нашелся, что ответить: то ли главный аудитор страны знает в лицо всех госслужащих, то ли финансисты и экономисты различаются не только воззрениями на политику расходов.

Главным оптимистичным докладчиком стал первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев – обычно это была роль Минэкономразвития, которому сейчас невесело. «Я очень удивлюсь, если в этом году экономический рост будет меньше 5%, бюджетный дефицит – больше 5%, реальный рост кредитования – меньше 5%. И я, наоборот, не удивлюсь, если инфляция приблизится к 5%», – рассказал Улюкаев. «Четыре пятерки, – сосчитал Кудрин. – Впечатляет». Было похоже, что возражать жизнерадостному банкиру, сидевшему в первом ряду минфиновцев, ему не хочется, тем более учитывая реалистичность выданного прогноза. «Мы вас за язык не тянули, – улыбнулся Кудрин. – Ждем теперь этих резуль

Эта статья взята с сайта kr26.ru Железногорский интернет-портал
Адрес этой статьи:


При полном или частичном использовании материалов сайта ссылка на KR26.info обязательна.
Адрес электронной почты: info@KR26.info
Дизайн, разработка и поддержка сайта: Michael_A_Gayduk