Дата: 17/05/2010 17:10:00
Раздел: 




В СКФО планируют построить пять горнолыжных курортов общей стоимостью 450 млрд рублей.

К 2020 году на Северном Кавказе по поручению президента Дмитрия Медведева будут построены пять новых горнолыжных курортов общей стоимостью более 450 миллиардов рублей. Подготовка проекта «туристического кластера» поручена полпреду президента в СКФО Александру Хлопонину. По плану объекты должны быть построены в Матласе (Дагестан), Мамисоне (Северная Осетия), Архызе (Карачаево-Черкесия), Лаго-Наки (Адыгея) и на Эльбрусе (Кабардино-Балкария). Об этом пишет «Коммерсант».

Плановая стоимость строительства - 451,44 миллиарда рублей - в два раза превышает расходы на подготовку Олимпиады-2014 в Сочи. Больше всего средств - 175,56 миллиарда рублей - будет направлено на строительство новых отелей, общую вместимость которых планируется довести до 23-29 тысяч номеров. Что касается источников финансирования, то 272 миллиарда рублей планируется получить от институциональных инвесторов, 119,28 миллиарда рублей - в качестве частных инвестиций и кредитов банков. Инвестпредложения по участию в проекте уже направлены Morgan Stanley, JPMorgan, Citi, Allianz. Инвестконсультантом строительства, скорее всего, будет Сбербанк.


По словам гендиректора туркомпании СНП Николая Пузарина, на сегодняшний день турпоток, проходящий через действующие курорты Чегета, Эльбруса и Домбая, составляет около 4 тысяч человек в год. По плану, в течение 7-10 лет, он должен вырасти до 5 миллионов туристов.

Насколько реальны эти планы, рассуждает ведущая передачи «Код доступа» на «Эхо Москвы» Юлия Латынина.

«СП»: – Юлия Леонидовна, идея построить курорты на Кавказе правильная?

– Мне неловко говорить, что я сама пропагандировала эту идею. Я говорила об этом еще тогда, когда Путин начал строить горнолыжный курорт на Красной Поляне. Путин, на мой взгляд, превратил Сочи в третью столицу России потому, что ему самому интересно поплавать на яхте, а потом покататься на горных лыжах. Я обращала внимание, что лучше эти же самые деньги было бы израсходовать на Кавказе – скажем, на Домбае или Эльбрусе.

Это имело бы, во-первых, большое символическое значение: резиденция Путина на Кавказе. Во-вторых, это было бы большим подспорьем для Кавказа – понятно, что девять десятых этих денег было бы украдено, но они были бы украдены местным населением, которое бы с них кормилось. Кроме того, наши олигархи, которые строят свои шале рядом с Путиным, стали бы строить их на Кавказе.

Но, возникает ряд проблем, если идею туристического кластера реализовывать сейчас. Прежде всего, государственные деньги на горнолыжную трассу можно тратить только в том случае, если строишь ее для президента. Все остальное люди должны строить по коммерческим соображениям. В данном случае, как я понимаю, строительство будет вестись, в значительной степени, на государственные деньги.

«СП»: – Зато какой размах нам обещают…

– Мне не совсем понятен этот масштаб строительства. Такое впечатление, что президент каждой северокавказской республики прибежал и сказал: я тоже хочу кусок этого строительства. Хотя сначала, все-таки, нужно какое-то зерно, которое прорастает. Сначала должно быть построено небольшое количество курортов, профинансированных частным образом. Все остальное – просто бред и распил денег. И если сооружение президентской резиденции на Кавказе имеет смысл, то зачем строить за государственные деньги курорты, или фабрику по производству электроники – это совершенная загадка. Единственный ответ – чтобы украсть деньги.

«СП»: – А как же боевики по соседству с горнолыжными курортами?

– Главная проблема не боевики. В начале 1990-х на Домбае были достаточно часты случаи, когда девушек, приехавших на курорт, насиловали местные мужчины. Причем местное население считало, что за этим девушки и приехали. Сейчас, слава Богу, такие случаи стали редкостью, были даже выстроены маленькие частные гостиницы. Но сервис остается низким. И курорты, выстроенные на государственные деньги, эту проблему не решат.

«СП»: – Гендиректор туркомпании СНП Пузарин говорит, что планируется увеличить в течение 7-10 лет турпоток через Чегет, Эльбрус и Домбай с нынешних 4 тысяч человек в год до 5 миллионов. Это реально?

– Мне сложно представить, насколько это реально. Я не знаю, как выросли потоки на частные курорты, скажем, Турции или Куршевеля. Не знаю, составлялись там десятилетние планы по привлечению туристов. Но мы можем сравнить, как складывается судьба места, куда достаточно давно инвестируют государственные деньги, то есть Сочи, и той же Антальи. В Турции можно отдохнуть вдвое дешевле, чем в Сочи, ты не будешь, прибыв в Турцию, стоять по два часа в чудовищной пробке, пока мимо едет великий Владимир Владимирович Путин.

Но главное, за 130 евро, которые стоят в Антальи пятизвездочный отель в мае, вы получите в распоряжение огромную территорию, которая вам покажется раем, пятиразовое бесплатное питание, ночные пляски, площадку для детей, а еще сауну, бассейн и десяток других приятных вещей. А персонал отеля будет носиться с тобой, предугадывая любое твое желание.

В Сочи, заплатив 200 евро, вы получите скромный номер в гостинице с бетонными балками у входа и хамоватой буфетчицей. Поэтому я не совсем понимаю тех, кто едет отдыхать в Сочи. Это, скорее всего либо чиновники, которые должны отдыхать там по должности, либо граждане, которые просто привыкли ездить в Сочи. Это все равно, что выбрать: съездить в рай, или «совок» образца 1970-х. И я не вижу причин получить при государственном финансировании какой-либо другой тип курорта, чем сочинский.

«СП»: – Как быстро начнут туристическое строительство?

– Чтобы ответить на этот вопрос, надо посмотреть, что получается с олимпийскими стройками, с замечательным мостом на остров Русский, с модернизацией Сколкова. Все это строительные проекты, связанные одной общей идеей – распилом бабок. Хотя, повторюсь, создание курортов – это дело, хорошо освоенное в мире, причем даже в третьих странах. Это прекрасно умеют в Египте, на Багамах, на Мальдивах, в Таилданде, Иордании. Но что-то мне подсказывает – учитывая опыт Сочи – что у нас так не получится.

Хотя та же турецкая модель организации курорта проста. Анталья когда-то была просто болотистым берегом. Государство провело некоторые предварительные работы, связанные с осушением земель, и строительством дорог. А все остальное сделали люди, которым эти земли были переданы в частную собственность, с большими налоговыми льготами и обещанием, что никто не будет интересоваться, откуда у застройщика деньги. В итоге турецкие курорты строили чуть ли не наркобароны.

К сожалению, наше государство действует ровно наоборот: многое строит само, а если привлекает частные деньги, спрашивает, откуда они. Боюсь, в этих условиях Антальи на Северном Кавказе не получиться, а получатся Сочи.


Эта статья взята СЃ сайта kr26.ru Железногорский интернет-портал
Адрес этой статьи:


При полном или частичном использовании материалов сайта ссылка на KR26.info обязательна.
Адрес электронной почты: info@KR26.info
Дизайн, разработка и поддержка сайта: Michael_A_Gayduk