Дата: 03/04/2010 2:23:38
Раздел: 




Участие МВФ, играющего центральную роль в проекте стран еврозоны по спасению Греции, изменило положение многостороннего кредитора. В первые дни своего существования после второй мировой войны основная задача МВФ заключалась в оказании помощи Европе в восстановлении после разрушительной войны. Однажды, у МВФ было десятки программ по всему Континенту (как Жун Цянь, Кармен Рейнхарт и я показали в новом исследовании о «сглаживании» кризисов суверенных долгов). Тем не менее, до финансового кризиса большинство европейцев полагали, что они слишком богаты и им никогда не придется столкнуться с унижением в связи с обращением к МВФ за финансовой помощью.

Добро пожаловать в новую эру. Европа стала центром крупнейшего за все время расширения кредитования и влияние МВФ. Несколько крупных Восточно-европейских стран, в том числе Венгрия, Румыния и Украина, уже имеют свои значительные кредитные программы МВФ. В настоящее время страны еврозоны согласились с тем, что МВФ может «прийти» в Грецию и, в случае необходимости, возможно, в Португалию, Испанию, Италию и Ирландию.
Возрождение МВФ в прошлом году было захватывающим. Кастрированный популистской риторикой во времена азиатского долгового кризиса конца 1990-х годов, Фонд боролся за обновление своей политики и восстановление своего имиджа. Когда француз Доминик Страусс-Канн возглавил Фонд осенью 2007 года, даже беднейшие африканские страны остерегались МВФ, как прокаженного, предпочитая заключать сделки с нетрадиционными кредиторами, например с Китаем. В связи с отсутствием новых видов деятельности и новой прибыли МВФ был вынужден пойти на ужасные сокращения для того, чтобы выжить.

К каким изменениям привел кризис? В настоящее время МВФ поднялся на гору Олимп. В апреле 2009 года лидеры большой двадцатки одобрили четырехкратное увеличение кредитоспособности МВФ. Размер увеличения, возможно, сгоряча был переоценен, но достаточно большая сумма все-таки фактически появилась. А для Европы помощь пришла не очень быстро.

Является ли «приход» МВФ в Европу сигналом о начале завершения неустойчивых долговых обязательств в регионе? Вряд ли. Фонд не дарит подарков. Он предлагает только промежуточный кредит, дающий странам, находящимся на грани банкротства, решить проблемы со своим бюджетом. Несмотря на то, что иногда страны могут сами найти путь для решения долговых проблем, как это сделал Китай во время банковского кризиса в 1990-х годах, обычно страны-банкроты сталкиваются с болезненной бюджетной арифметикой. В течение короткого времени после наступления дефолта и инфляции большинство стран вынуждены пойти на увеличение налогов и сокращение расходов, что часто инициирует или углубляет рецессию.

Честно говоря, репутация Фонда, производящая впечатление чрезмерной суровости ‑ в основном, иллюзия. Страны обычно обращаются в МВФ только тогда, когда от них отвернулись международные рынки капитала и они вынуждены принимать отчаянные меры ужесточающего характера, независимо от того, к чему такие меры приведут. Страны обращаются за помощью к МВФ потому, что в этом случае условия намного мягче, чем при выходе на частные рынки.

Однако, мягкость относительна. Будет очень тяжело – не только Греции, но также и всем другим «перекредитованным» странам Европы – ужесточить фискальную политику в середине рецессии без повышения риска увеличения спирали. Проще говоря, никто не хочет быть следующим просителем МВФ.

«Приход» МВФ не означает также, что держатели облигаций могут чувствовать себя спокойно. Цянь, Рейнхарт и я документально обосновали, что было несколько примеров, в которых страны, принимавшие участие в программах МВФ, все равно закончили дефолтом. Самый известный случай ‑ это Аргентина в 2002 году. Среди других, более современных примеров, Индонезия, Уругвай и Доминиканская Республика.

Финал может быть одинаковым для многих европейских стран. Украина уже борется. Однако, по большей части, процесс суверенного дефолта ‑ это замедленное действие театра Кабуки. Почему страна должна выбирать дефолт при наличии богатых «благодетелей», готовых предоставить кредит для защиты иллюзии обычного состояния? Рынки облигаций легко убаюкивают.

Ставки МВФ в Европе огромны. Сохранить равновесие будет непросто. Если МВФ установит для своих кредитов жесткие условия в «немецком стиле», то он рискует спровоцировать немедленную конфронтацию и дефолт. Именно этого он хочет меньше всего. До сих пор его условия в Восточной Европе были достаточно «мягкими». Он одобрял программы, зависящие от оптимистических прогнозов, как будущих сокращений бюджета, так и экономического роста.

Быть «своим парнем» в течение длительного времени – проблематично, т.к. даже со значительными новыми ресурсами МВФ не может позволить клиентам быть навсегда привязанными к себе. Если он сделает это, то у него может не быть достаточного количества ресурсов для следующего финансового кризиса, который может появиться с неожиданной стороны, например из Японии или Китая.

Кроме того, если Фонд утратит доверие из-за ускорения реформ бюджета, то его великодушная помощь приведет к углублению более крупного глобального кризиса суверенного долга, который в настоящее время назревает не только в Европе, но также в США, Японии и еще где-нибудь. Медленный рост, стареющее население и быстрорастущий дефицит – это очень опасная смесь.

Для МВФ в Европе не является вопросом: насколько жизнеспособен план «прихода». Он пришел, полон сил. Вопрос заключается в наличии у него внушающей доверия стратегии выхода.


Эта статья взята СЃ сайта kr26.ru Железногорский интернет-портал
Адрес этой статьи:


При полном или частичном использовании материалов сайта ссылка на KR26.info обязательна.
Адрес электронной почты: info@KR26.info
Дизайн, разработка и поддержка сайта: Michael_A_Gayduk