Российские католики латинского обряда вступают в четверг в Пасхальное триденствие (Sacrum Triduum Paschale), во время которого верующие призваны сосредоточиться на тайне смерти и воскресения Христа.
В нынешнем году богослужения триденствия архиепископ Павел Пецци совершит в Санкт-Петербурге, а в Москве кафедральном соборе на Малой Грузинской улице в четверг и пятницу будет служить генеральный викарий монсеньор Сергей Тимашов, сообщили в Информационной службе архиепархии Божией Матери.
Во времена ранней Церкви в Великий четверг служили три мессы: мессу за примирённых (Missa pro reconciliatione), мессу освящения мира и благословения елея (Missa chrismatis) и мессу воспоминания тайной вечери (Мissa ad vesperum). В этот день принимали в церковное общение публично кающихся грешников, поэтому Великий четверг называли «четвергом примирения».
Название мессы мессы освящения мира и благословения елея связано с тем, что наряду с освящением мира во время богослужения проводится благословение елея больных и елея оглашаемых. Елей больных используется для соборования, елей оглашаемых — для помазания катехуменов во времена таинства крещения.
Эта месса служится только один раз в году — в Великий четверг, и совершается только епископом. Однако российским епископам позволено перенести ее на более раннее время, чтобы к четвергу священники могли добраться в свои приходы.
В четверг вечером совершается обряд, который бывает раз в году — по церковной традиции епископ или священник омывает ноги двенадцати мирянам в воспоминание того, как перед Тайной вечерей Христос омыл ноги своим ученикам. Этот обряд, называемый «Mandatum», был распространен уже в раннем Средневековье в монашеских общинах Запада, а затем перешел в литургию.
В отличие от Русской Православной Церкви, где Патриарх Московский и всея Руси Кирилл омывает ноги священнослужителям, в Католической Церкви для этой цели приглашают мирян.
Во время пения гимна «Слава в вышних Богу» в четверг в последний раз будут звучать орган и все колокола, которые «замолчат» до Пасхи.
На мессе Великого четверга освящается большое количество даров, чтобы их хватило на Страстную пятницу, когда месса не совершается. С XI века эти дары помещаются не в ризницу, а в одну из часовен храма для поклонения им после мессы.
Перенесение даров, которое осуществляется во время торжественной процессии после мессы, символизирует заключение Христа в темницу. Затем с алтаря убираются подсвечники, кресты и покрывало, что символизирует снятие одежд с Христа воинами перед Его распятием.
В Великий четверг в латинском обряде существует благочестивая традиция всенощного бдения перед Христом, заключенным в темницу.
|