Дата: 28/03/2010 14:16:51
Раздел: 




На фоне продолжающегося финансового кризиса Минэкономики Украины в понедельник сообщило о том, что может разблокировать возможность приватизации стратегических предприятий страны. Указ, запрещающий это, был подписан ныне экс-президентом Украины Виктором Ющенко еще в мае 2008 года. Газета ВЗГЛЯД попыталась выяснить, какие украинские предприятия наиболее интересны для российского бизнеса и во сколько они могут ему обойтись.

Разблокировать приватизацию

Министерство экономики Украины намерено разблокировать приватизацию стратегических предприятий. В частности, ведомство инициирует отмену указа Виктора Ющенко (май 2008 года) в части запрета на приватизацию одного из крупнейших химических предприятий страны – ОАО «Одесский припортовый завод» (ОПЗ, Южный Одесской области).

Согласно проекту государственной программы экономического и социального развития Украины на 2010 год, который был обнародован на сайте министерства, предлагается также снять запрет на продажу госдолей в стратегических отраслях экономики, в частности в энергетике. Продажа инвестиционно привлекательных объектов, по мнению украинских чиновников, должна обеспечить поступление в госбюджет 10 млрд гривен (то есть примерно 1,25 млрд долларов), сообщает «Интерфакс».

Эти деньги украинскому правительству вовсе не помешают. Ведь на прошлой неделе новый премьер-министр Украины Николай Азаров заявил, что на модернизацию украинской экономики необходимо тратить по 70 млрд долларов в течение 10 лет. А с источниками финансирования у Украины сейчас откровенно туго. Достаточно сказать, что по итогам прошлого года реальный ВВП Украины снизился на 20,3%, дефицит бюджета составил около 11,5% ВВП, а совокупный государственный долг увеличился на 53,5% и достиг 37,7 млрд долларов.

Полет нормальный

По мнению эксперта ВТБ-Капитала Владимира Беспалова, одна из самых привлекательных для России «девушек на выданье» среди украинского бизнеса − это ОАО «Мотор Сич» (на 100% принадлежит Фонду госимущества Украины). Это запорожское предприятие можно назвать одной из ведущих компаний в мире по производству авиационных двигателей для самолетов и вертолетов, а также промышленных газотурбинных установок. Выручка компании за 9 месяцев 2009 года составила 2,6 млрд гривен (308,2 млн долларов), чистая прибыль – 516,88 млн гривен (61,27 млн долларов).

Покупка российским бизнесом (прежде всего, Объединённой авиастроительной корпорацией) ОАО «Мотор Сич» выглядит тем более логичной на фоне недавних слов Дмитрия Медведева. Напомним, по результатам первого визита в нашу страну Виктора Януковича президент России заявил, что «у нас есть и совместные проекты. Такие, как Ан-70. Наши предприятия пока еще сохраняют технологические связи, и нужно сделать все, чтобы эти технологические связи не были разрушены в результате политической близорукости руководства и в результате конкуренции со стороны третьих стран».

Кроме того, в интервью агентству УНИАН председатель совета директоров ОАО «Мотор Сич» Вячеслав Богуслаев заявил, что украинские двигателестроители уже выступили с инициативой создания совместной с формируемой в России Объединенной двигателестроительной корпорацией (ОДК) управляющей компании для координации работ по реализации совместных проектов в области авиадвигателестроения. «Мы все вопросы техники, маркетинга и цены будем решать в Москве», − заявил Богуслаев.

С акцентом на монополию

Другой весьма привлекательный украинский актив − это госхолдинг «Титан Украины», вокруг которого в последнее время было столько скандалов. Достаточно вспомнить, что 1 марта этого года, незадолго до своего «изгнания» с поста премьера, Юлия Тимошенко приняла постановление, согласно которому «отчуждение, передача в аренду, лизинг, концессия, залог имущества ГХК «Титан Украины»... , а также заключение по ним договоров поручения, комиссии, о совместной и общей инвестиционной деятельности не допускаются».

Принятие подобного документа Тимошенко мотивировала тем, что команда Виктора Януковича стремится изъять из государственной собственности титановую отрасль Украины. «Генеральная прокуратура и Служба безопасности Украины во главе с Януковичем захватила то, что было возвращено государству нашим правительством, − титановую отрасль, − не скрывала эмоций Тимошенко. − Могу вам сказать, что мы, как страна, занимаем третье место в мире по добыче и переработке титана. Для нас это стратегия. Для нас это сила Украины в мире», − подчеркнула Юлия Тимошенко.

Теперь, после ухода «оранжевых», украинская сила вполне может стать российской. Ведь от возможности стать главным (а возможно, даже единственным) акционером «Титана Украины» вряд ли откажется «ВСМПО-АВИСМА» − крупнейший производитель титана в мире, который, к слову, уже закупает у своих украинских коллег рутиловый и ильменитовый концентраты.

Для справки: российский холдинг является ведущим поставщиком авиационного титана для Airbus и вторым − для компании Boeing (40%). Кроме того, корпорация обеспечивает до 60% потребностей EADS в титане и до 100% − Embraer. «Учитывая, что 70% продукции «ВСМПО-АВИСМА» поставляется на экспорт, приобретение «Титана Украины» фактически превратит российский холдинг в мировую титановую монополию, которая сможет полноценно диктовать цены на рынке», − полагает аналитик Института стратегического анализа Алексей Веселовский. Тем более деньги на покупки у «ВСМПО-АВИСМА» есть: по данным РСБУ за 2008 год, выручка компании составила 29,110 млрд рублей.

Удобряй и властвуй

По мнению экспертов, особый интерес для российских инвесторов представляют портовые мощности Украины. И здесь на ум в первую очередь приходит «Одесский припортовый завод». Его хотели приватизировать уже два раза: первый раз весной 2008 года (тогда конкурс был отменен в связи с давлением президента Виктора Ющенко) и второй − осенью 2009 года.

Тогда на конкурс заявки подали три компании: украинские «Фрунзе-Флора» и «Нортима», а также российское ООО «Азот-Сервис» («дочка» «Сибура»). Однако приватизировать «Одесский припортовый завод» не удалось: Фонд госимущества Украины отказался от продажи, сочтя предложенную цену (5 млрд гривен) заниженной. И это на фоне того, что чистый убыток ОПЗ в 2009 году составил 2,44 млн гривен (0,3 млн долларов по нынешнему курсу), тогда как 2008 год компания завершила с чистой прибылью в 796,98 млн гривен (100,1 млн долларов).

Сегодня же покупка ОПЗ может заинтересовать не только «Сибур», но и ОАО «Тольяттиазот» – крупнейшего производителя аммиака в России, начавшего выпуск продукции еще в 1979 год. А все потому, что расположенный на берегу Черного моря в конце идущего из России аммиакопровода ОПЗ занимает монопольное положение на рынке услуг по перевалке аммиака на Украине. И приобретение этого актива резко увеличило бы возможности как «Сибура», так и «Тольяттиазота» в части экспансии на международные рынки.

От телекома до машиностроения

Какие еще украинские предприятия будут интересны России? В этом году может быть приватизирован ОАО «Укртелеком» (на днях это подтвердил и вице-премьер Украины Сергей Тигипко). «Укртелеком» − это украинская государственная телекоммуникационная компания, крупнейший в стране оператор фиксированной и мобильной связи.

Его хотели приватизировать еще в 2007 году, однако на фоне политических дрязг соответствующий конкурс был отложен. По предварительным планам, команда Виктора Януковича хочет продать 67,79% акций ОАО «Укртелекома», получив за это около 1 млрд долларов. Среди российских компаний, кому был бы интересен этот актив, эксперты называют АФК «Система» и Алишера Усманова, владеющего порядка 30% акций «Мегафона». Остается добавить, что в 2009 году чистый доход «Укртелекома» вырос на 3,4% − до 6,87 млрд гривен (около 0,75 млрд долларов).

Кроме того, в марте этого года команда Виктора Януковича планирует выставить на приватизацию 76-процентный пакет акций ОАО «Холдинговая компания «Лугансктепловоз», 50% + 1 акция ХК «Укрнефтепродукт», а также 36,54% ОАО «Луганскнефтепродукт».

«Лугансктепловоз» представляет собой холдинг, объединяющий несколько региональных предприятий по поставке нефтепродуктов, и слухи об интересе к нему со стороны ЛУКОЙЛа ходят уже давно. Кроме того, 50% холдинга контролируется российской группой «Альянс» Мусы Бажаева, владеющей, кроме прочего, Херсонским нефтезаводом и Стахановским вагонзаводом. Поэтому в случае проведения конкурса главным претендентом на «Укрнефтепродукт», скорее всего, будет именно эта группа.

«Звездой» машиностроения должна стать повторная реализация 76% ОАО «ХК «Лугансктепловоз», в 2009 году отобранного у УК «Брянский машзавод». Кстати, «старый новый» собственник уже заявил об интересе к повторной покупке такого крупного и привлекательного актива.

Крадущийся Кириенко

Разговор об украинских стратегических активах, привлекательных для российского бизнеса, был бы неполным без упоминания НАЭК «Энергоатом» (холдинг был создан 17 октября 1996 года на базе всех действующих на тот момент АЭС Украины). Сегодня в состав компании входят четыре атомные электростанции: Запорожская АЭС, Южно-Украинская АЭС, Ровенская АЭС и Хмельницкая АЭС. Всего 13 энергоблоков с реакторами ВВЭР-1000 и 2 - ВВЭР-440, выручка с деятельности которых в 2009 году составила 13 млрд грн (1,633 млрд долларов).

Нет сомнений в том, что возможность пополнить свои активы украинскими предприятиями наверняка бы заинтересовала Росатом. Тем более на фоне недавних слов Владимира Путина о необходимости международной экспансии. В частности, как заявил премьер-министр, в ближайшие годы Россия намерена построить 26 атомных энергоблоков − практически столько же, сколько было создано за всю историю атомного машиностроения в Советском Союзе. «Но Советский Союз строил в течение десятилетий, тогда было построено около 30 крупных блоков, а сейчас мы наметили в самое ближайшее время построить 26», − цитирует премьера «Интерфакс».

Возможная покупка Росатомом активов НАЭК «Энергоатом» стала еще более реальной на фоне слов Виктора Януковича, который заявил в понедельник, что сотрудничество с Россией в области атомной энергетики нужно резко усилить, а также что в его стране нужно построить три новых атомных блока.

«У нас есть практика делать это совместно. И совместно мы можем почти стопроцентно обеспечить всем необходимым оборудованием строительство этих блоков», − сказал он в ходе встречи с главой МИД Украины Константином Грищенко.

Воспользоваться возможностью

Эксперты подчеркивают: приватизация стратегических предприятий Украины даст для российского бизнеса массу возможностей. И он совершит «стратегическую ошибку», если этими возможностями не воспользоваться.

«Фактически у Януковича и Азарова сейчас нет выхода: чтобы найти деньги даже не на модернизацию, а на простое выживание, им нужно расставаться с пакетами акций крупнейших госкомпаний, − говорит Алексей Веселовский. − Российскому бизнесу, который находится в значительно лучшем финансовом положении, чем украинский, надо воспользоваться открывшимися возможностями по завоеванию рынка».

Активная скупка украинских активов российскими компаниями важна еще и с политической точки зрения. «Поступая так, мы фактически заново втянем Украину в российское экономическое пространство, так свяжем бизнесы двух стран, что разорвать их будет уже невозможно», − говорит эксперт.

Тем более что зарубежные конкуренты ждать не будут, ведь привлекательность Украины в глазах западных инвесторов после ухода «оранжевых» значительно возросла. Так, недавно международное рейтинговое агентство Standard&Poors повысило рейтинг Украины по обязательствам в иностранной валюте до уровня B-/C с CCC+/C. Ранее Fitch Ratings также изменило прогноз по рейтингам Украины, улучшив его с «негативного» до «стабильного».


Эта статья взята с сайта kr26.ru Железногорский интернет-портал
Адрес этой статьи:


При полном или частичном использовании материалов сайта ссылка на KR26.info обязательна.
Адрес электронной почты: info@KR26.info
Дизайн, разработка и поддержка сайта: Michael_A_Gayduk