Дата: 21/03/2010 11:53:26
Раздел: 




Россия и США тайно ведут переговоры о новом соглашении по переработке российского оружейного урана в топливо для американских атомных электростанций. Об этом сообщает The New York Times со ссылкой на источник в федеральном ведомстве атомной энергетики в Вашингтоне.

Как пишет издание, примерно 10% электричества в США производится с использованием ядерного топлива из демонтированных боезарядов – прежде всего российских. Опасаясь напугать клиентов, энергетики стараются не афишировать, что используют в качестве сырья российские заряды. Но в некоторые периоды большую часть предложения на рынке ядерного топлива в США составляли именно продукты переработки советских боезарядов. На данный момент 45% топлива в американских атомных реакторах – это радиоактивные материалы из России, и еще 5% – продукты переработки американских боезарядов, сообщает Nuclear Energy Institute (Вашингтон).
Переработка осуществляется по условиям специальных соглашений, которые в США позиционируются как борьба с распространением ядерного оружия, а в России – как помеха для восстановления американского ядерного потенциала, сообщает The New York Times. Программа переработки боезарядов в топливо, неофициально прозванная «Мегатонны в мегаватты», истекает в 2013 году. Но, возможно, выражает надежду газета, США и Россия договорятся о новом сокращении российских боеголовок, и американская энергетика и дальше сможет получать российский уран.

Справка KM.RU:
«За годы реформ мы продали такое количество энергетического урана, которого России хватило бы на 40 лет даже при быстром росте атомной электроэнергетики. Поставляемый в Америку уран – настолько высококачественное сырье для топлива АЭС, что для энергетики его нужно разбавлять в 20 раз. Эта совершенно уникальная операция, которую освоили только российские ядерщики, называется «разубоживание». На 500 тонн оружейного урана, которые мы обязались продать по сделке ВОУ-НОУ, потребуется еще 11,5 тыс. тонн природного сырья. Эти 500 тонн оружейного урана хватило бы на 30 лет работы всех АЭС России и государств СНГ», – считает доктор технических наук Иван Никитчук.

О том, во что для России обошлась реализация этой сделки, КМ.RU уже сообщал. В частности, про то, как в феврале 1993 года Россия и США подписали соглашение о продаже 500 тонн урана, извлеченного из российских ядерных боеголовок (т. н. Соглашение ВОУ-НОУ).

Выполнение соглашения было рассчитано на длительный период (более 10 лет), а общая сумма контракта оценивалась в $12 млрд. Надо напомнить, что оружейный уран имеет степень обогащения более 90%, но поставляется США в разбавленном виде (обедненным или естественным ураном), так что концентрация U-235 составляет около 4%. Передаваемый уран предназначен лишь для использования в качестве топлива для атомных электростанций. Однако принципиально, чтобы он имел «оружейное происхождение», т. е. ранее использовался в российских ядерных боезарядах. С этой целью Россия и США построили систему мер, позволяющую контролировать условия выполнения соглашения.

«Урановая сделка» давно стала дискуссионной темой в российском обществе. По мнению противников соглашения, цена соглашения явно занижена. Так, в частности, Л.Максимов, бывший и. о. директора новосибирского Института физико-технических проблем металлургии и специального машиностроения, убежден, что фактическая цена урана составляет $8 трлн, т. е. занижена почти в 1000 раз. Да и реализация соглашения на протяжении всех 7 лет отнюдь не шла гладко, напоминает armscontrol.ru. По условиям соглашения покупателем выступала американская обогатительная корпорация USEC, которая и распоряжалась полученным продуктом. В 1996 году, когда началась приватизация USEC, американцы отказались оплачивать природный компонент российского НОУ, решив поставлять взамен свой природный уран в натуральном виде. Из-за отсутствия между Москвой и Вашингтоном межправительственного соглашения о торговле ядерными материалами реализация проекта столкнулась с трудностями, которые удалось разрешить лишь весной 1999 года, когда стороны нашли посредника. Им стал франко-германо-канадский консорциум Cogema-Nukem-Cameco, не связанный никакими ограничениями по торговле радиоактивными материалами ни с американской, ни с российской стороны.

Тем не менее, по прошествии более чем 15 лет «сделка века» выполнена на 64%. Но, как заявил глава Росатома Сергей Кириенко, «безусловно, мы будем реализовывать эту программу до ее завершения, и все 500 тонн к 2013 году будут полностью уничтожены». Более того, главный атомщик России убежден, что этой программой «Россия показывает уникальный пример в области разоружения». «Мы уничтожаем гораздо больше высокообогащенного урана, чем США и все другие страны вместе взятые», – с гордостью продолжает он.

Очень интересное мнение по этой сделке высказал не так давно Михаил Горелов в своей работе «Пятнадцать лет соглашению ВОУ-НОУ». Вот один из абзацев:

«Разделение изотопов урана – дело хлопотное и дорогое. Для облегчения расчетов ввели т. н. «единицу работ разделения», сокращенно ЕРР. Для нее на мировом рынке устанавливается котировка. Сейчас она – порядка $120. До недавнего времени для России действовала отдельная котировка ЕРР. Разумеется, отличающаяся от мировой в меньшую сторону! Не буду забивать вам голову формулами и расчетами. Поверьте мне на слово. Для производства 1 килограмма реакторного урана из природного нужно затратить не менее 6 ЕРР. Примерно столько же для производства слабообогащенного урана из обедненного, а вот чтобы получить килограмм оружейного урана, нужно более 180 ЕРР! На производство одного килограмма ВОУ нужно затратить $21,6 тыс., или полмиллиона рублей. Золото сейчас стоит не намного дороже – 700 тыс. руб. за килограмм. На получение 500 тонн ВОУ сумма затрат составит $11 млрд, что примерно соответствует сумме, фигурирующей в соглашении ВОУ-НОУ. Однако мы забыли про природный уран! Да-да! Те самые 120 тыс. тонн, которые пошли на приготовление 500 тонн ВОУ! В связи с энергетическим кризисом цена на уран сильно выросла. Сейчас она составляет 60 английских фунтов за фунт (тоже английский!), или около $300 за килограмм. Наш природный уран стоит $36 млрд! Прибавим $11 млрд за работу разделения. Получим $47 млрд. С учетом некоторых других расходов: хранение, перевозка, утилизация (например, перевод 120 тыс. т природного урана из закиси-окиси в гексафторид обойдется в $1 млрд), округляем сумму до $50 млрд. 500 тонн ВОУ стоят 50 миллиардов долларов! Вот реальная цена нашего оружейного урана!»

Противники «урановой сделки» также указывают, что ее истинная суть далеко выходит за рамки коммерческого проекта. Как отмечает президент НИИАЦ «Стратегия будущего» М.Н. Иванов, истинный замысел «урановой сделки» – одностороннее ядерное разоружение России путем лишения ее запасов оружейного урана, нанесение России огромного экономического ущерба в настоящем и лишение колоссальных источников энергии в будущем. Бытует миф, пишет Иванов, что в России сосредоточены огромные запасы высокообогащенного урана, и продажа 500 тонн не скажется на вопросах обеспечения национальной безопасности. Суть этой манипуляции, поясняет эксперт, – подмена понятий. ВОУ – высокообогащенный уран, содержащий свыше 20% изотопа урана-235. В оружейном уране его свыше 90%. Руководители Минатома ссылаются на стратегический запас ВОУ вообще, однако по условиям сделки утилизируется и продается оружейный – самое ценное.

В природном уране 235-го изотопа – всего 0,71%. Только богатые страны, владеющие сложнейшими технологиями, способны высвободить, очистить и собрать эти доли так, чтобы в материале их стало 90-95%. С 1945 года США смогли произвести только 550 т оружейного урана. По достоверным источникам известно, что даже в лучшие времена производственные мощности по разделению изотопов урана в СССР превосходили американские не более чем на 10-12%. Так что руководители Минатома, пропагандирующие этот миф, отмечает Иванов, попросту сознательно дезинформируют общественность и государственные органы с тем, чтобы обеспечить дальнейшую реализацию «урановой сделки».

Поставки российского урана продолжаются и поныне. Как сообщал КМ.RU, в мае Россия приступила к коммерческой продаже обогащенного урана в США и Японию. Компания «Техснабэкспорт» заключила соглашения на поставку топлива для АЭС с американской группой Fuelco и японской компанией «Чубу».

В перспективе эти контракты должны принести российскому атомному комплексу миллиарды долларов. Но одновременно эти сделки усугубляют и без того напряженную проблему нехватки у России ядерного сырья.

А ведь нашей стране уран нужен и для ее ракетно-ядерного комплекса, и для реализации планов строительства атомных электростанций. Напомним, что правительственной программой запланировано сооружение в ближайшие 10 лет в России 26 новых атомных энергоблоков.

Между тем, по данным РИА «Новости», после распада СССР наша страна лишилась многих урановых месторождений, оказавшихся за рубежом, главным образом, в Средней Азии (Таджикистане, Казахстане, Киргизии и Узбекистане). Сама Россия пока располагает единственным урановорудным районом – в Читинской области, где действует горно-химический комбинат «Стрельцовский». Общие запасы разрабатываемого там рудного поля оцениваются в 150 тыс. тонн. На других территориях Восточной Сибири разведано еще 70 тыс. тонн уранового сырья. Собственно, до недавнего времени совокупные объемы именно этих месторождений и составляли величину запаса урановой руды России.

Правда, весной 2008 года Россия предпочла снять гриф секретности с результатов изысканий советских геологов в 60-70-е гг., в первую очередь, в Якутии. Но, хотя и обнаружилось, что с учетом Якутии разведанные запасы урана в России составляют примерно до 615 тыс. тонн, обычно не вспоминают, что добыть их совсем не просто. Самое крупное из потенциальных источников уранового сырья – Алданское месторождение – пригодно для разработки только шахтным способом. Однако руды залегают глубоко, на отметке 300 м, и горная добыча нерентабельна.

Вадим Живов, генеральный директор ОАО «Атомредметзолото» – головной компании российской атомной отрасли по добыче урана, заявлял, что «к 2025 году для нужд атомной энергетики добыча Россией урана должна быть увеличена до 20 тыс. тонн в год». Достичь этого можно, подняв добычу урана на существующих шахтах до 8000 тонн в год и осваивая новые урановые месторождения в Якутии и Забайкалье. Поэтому «Атомредметзолото» добивается доступа к месторождениям Австралии, Казахстана и ряда африканских стран и ведет переговоры с Украиной и Монголией, а в ближайшем будущем начнет работу СП с Канадой по добыче урана в этой стране».

Как видим, «дебет» (добыча) с «кредитом» (потребность) далеко не сходятся. А тут еще «Техснабэкспорт» собрался экспортировать уран в США и Японию. Проблема, согласитесь, есть – пусть даже контракты того же «Техснабэкспорта» являются коммерчески выгодными. Так что в обозримом будущем России придется покрывать свои потребности в уране за счет еще советских резервов. Эти резервы до сих пор лишь щедро разбазаривали, в т. ч. и в рамках «урановой сделки». А теперь американские энергетики заявляют, что ждут не дождутся нового соглашения по СНВ – чтобы и дальше продолжить использовать по дешевке российский оружейный уран.


Эта статья взята с сайта kr26.ru Железногорский интернет-портал
Адрес этой статьи:


При полном или частичном использовании материалов сайта ссылка на KR26.info обязательна.
Адрес электронной почты: info@KR26.info
Дизайн, разработка и поддержка сайта: Michael_A_Gayduk