Дата: 21/03/2010 11:38:09
Раздел: 




Россия хочет, чтобы члены Таможенного союза, как страны ЕС, проводили общую макроэкономическую и промышленную политику.

Когда Владимир Путин в Белоруссии сообщил, что союзные государства вместе с Казахстаном движутся к введению единой валюты, все решили, что это классическая хорошая мина при очень плохой игре. В это время Александр Лукашенко в Венесуэле как раз договаривался закупить столько нефти, что ему не нужна будет помощь России.

Но, как выясняется, Путин вполне хладнокровно излагал конечную цель своего правительства – воссоздать кусок СССР, но не на старых принципах, а на новых, европейских.

Для того, чтобы из трех стран сделать подобие ЕС с единой валютой, первым делом нужно унифицировать их ужасно разные экономики. Задача нетривиальная, но Путин собирается решить ее в кратчайшие сроки. До конца третьего квартала 2010 года между Россией, Белоруссией и Казахстаном должны быть подписаны более двадцати соглашений, которые установят единые правила проведения макроэкономической политики, предоставления сельскохозяйственных и промышленных субсидий и многого другого.
КАК В ЛУЧШИХ ДОМАХ ЕВРОПЫ

В распоряжении Slon.ru оказался проект базового макроэкономического соглашения (см. документ), а также несколько концепций соглашений, в том числе по сельскому хозяйству, вывозным пошлинам, естественным монополиям, промышленным субсидиям и особым экономическим зонам.

Из документов следует, что Россия намерена предложить своим партнерам проводить единую бюджетную политику, согласовывать объемы госдолга и выстраивать суверенные бюджеты на основе единых прогнозов динамики нефтяных цен, темпов роста мировой экономики и курсов национальных валют. Но ради общего блага всем придется пойти на жертвы.

Проект макроэкономического соглашения, внесенный в начале марта в правительство Минэкономразвития, предусматривает, что ежегодно страны-участницы Таможенного союза будут представлять в специальную комиссию свои предложения по главным сценарным параметрам общего прогноза: цену на нефть марки Urals, темпы развития мировой экономики и курсы своих валют к доллару США.

После обсуждения этих параметров на комиссии, по словам источника Slon.ru в правительстве, страны должны будут на основе единого сценария разрабатывать собственные бюджеты и финансовые планы, базовые показатели которых должны быть одинаковыми: дефицит бюджета (в процентах к ВВП), общий объем госдолга и прогноз инфляции.

Источник отказался сообщить конкретные механизмы согласования этих параметров, сообщив лишь, что он не будет носить «чисто уведомительный характер». В самом проекте соглашения такие механизмы не прописаны. Зато из текста проекта соглашения следует, что после завершения всех этих процедур финальные цифры будут представлены комиссией Таможенного союза на утверждение Межгосударственному совету союза в виде «основных ориентиров макроэкономической политики сторон».

КАК НЕ СТАТЬ ГРЕЦИЕЙ

Россия решила сразу заложить механизм, который не позволит ни одной из трех союзных стран попасть в положение Греции, вынужденной поступаться частью суверенитета, чтобы получить помощь у партнеров по ЕС.

Комиссия Таможенного союза должна будет заниматься «мониторингом экономического развития стран-участниц, мер, предпринимаемых ими в области макроэкономической политики» и оценивать «соответствие таких мер общим для сторон целевым ориентирам макроэкономической политики».

А если у кого-то из них возникнут «серьезные трудности экономического характера», автоматически включится механизм их, трудностей, разрешения: комиссия союза быстро разработает и предложит Межгосударственному совету свои предложения по исправлению ситуации.

САМООГРАНИЧЕНИЕ РОССИИ

Проекты отраслевых соглашений, которые по поручению премьера Минэкономразвития, МИД и Центробанк готовили в течение четырех месяцев, показывают, что Россия готова в чем-то ограничить и себя. Но при этом надеется, что партнеры пойдут ей на встречу.

10 февраля 2010 года на заседании подкомиссии по экономической интеграции под председательством первого вице-премьера Игоря Шувалова были утверждены проекты соглашений о единых правилах предоставления промышленных субсидий, господдержки сельского хозяйства и т.д.

Из текста концепции соглашения по сельскому хозяйству, например, следует, что Россия предлагает партнерам не давать своим производителям субсидий для производства продукции, произведенной для потребления в своей стране или для экспорта в соседние государства. То есть субсидии будут возможны только для поддержки экспорта в третьи страны. Также Россия предлагает установить исчерпывающий перечень и размеры возможных внутри Таможенного союза сельхозсубсидий.

Обе меры, очевидно, могут сильней всего ударить по сельхозпроизводителям Белоруссии. Впрочем, получить комментарии белорусских и казахских чиновников на сей счет не удалось

Но и для России такой подход станет проблемой.

В разделе проекта «Возможные результаты реализации для Российской Федерации» специалисты Минэкономразвития пишут, что «Многие «промышленные» федеральные целевые программы попадут в высокую группу риска по запрету и компенсированию ущерба или, по меньшей мере, будут предметом споров на предмет их соответствия правилам субсидирования».

ЧЕРТЕЖ ВЕЛИКОГО ГОСУДАРСТВА

Источник в правительстве рассказал Slon.ru , что пока речь идет лишь только «о чертежах и набросках российской переговорной позиции». И российские проекты отраслевых соглашений именно так и следует воспринимать. Первый раунд переговоров по так называемому первому пакету соглашений Таможенного союза пройдет в Москве в апреле 2010 года. Под вопросом, по его словам, и запланированные даты их подписания: вместо конца третьего квартала 2010 г. может быть совсем другая дата.

Источник в секретариате первого вице-премьера российского правительства Игоря Шувалова отказался комментировать проекты соглашений, подтвердив лишь, что «в работе сейчас находится более двух десятков документов, над которыми трудятся эксперты из трех стран».

Но эксперты сомневаются в реалистичности создания в СНГ образования по типу Евросоюза.

Сергей Приходько из «Института экономики переходного периода напоминает» Прямая речь «Хотелось бы надеяться, что прагматизма на переговорах с нашей стороны будет больше. Потому что часто что-то делается как бы ради «великой цели» Сергей Приходько, Исполнительный директор Института экономики переходного периода о плане создания единой макроэкономической политики России, Белоруссии и Казахстана:

Эти проекты, наверняка, еще очень сырые. Это к Таможенному союзу имеет косвенное отношение. Их принятие – перспектива 2011–2012 годов. Пока не понятно – будет или не будет вообще сам союз. В 2004 году уже собирались более 80 соглашений подписывать Россия, Белоруссия, Казахстан и Украина. Ничего не подписали тогда. Макроэкономические показатели надо согласовывать. Иначе в самом союзе нет смысла. Если речь, в перспективе, идет о создании общей валюты, то это надо делать. Но это не тоже самое, что выпустить постановление правительства. На переговорах многие позиции наши переговорщики уже «посливали», грубо говоря. По тем же особым экономическим зонам. Насколько жестко мы готовы отстаивать свои позиции? Говоря о сельскохозяйственных субсидиях и их возможной отмене, надо понимать, что экономическая система в Белоруссии, например, отличается от нашей. И если у них сейчас директивно 70% продовольствия на полках в магазинах должно быть отечественное, им будет сложно от всего этого отказаться. Если Россия сознательно шла к этому союзу долгие годы и готова чем-то жертвовать, то готовность Белоруссии я не могу высоко оценить. У Казахстана и Белоруссии нет единого фронта против России, но на переговорах все будет не очень просто. Казахские позиции чаще ближе к нашим. Но это не значит, что и с ними будет все гладко. Хотелось бы надеяться, что прагматизма на переговорах с нашей стороны будет больше. Потому что часто что-то делается как бы ради «великой цели». 0 http://www.slon.ru/articles/329101/ закрыть , что в 2004 году в рамках ЕврАзЭС Россия, Украина, Казахстан и Белоруссия уже планировали подписать более подобных 80 соглашений, и, в конечном итоге, ни одно из них не было подписано.

Эксперт лишь надеется, что российские переговорщики будут оставаться прагматиками и не станут «сдавать» принципиальные экономические позиции ради «великих целей».

Прямая речь «Переговорный процесс, который уже не просто идет, а может пойти и еще тяжелее» Источник в правительстве о плане создания единой макроэкономической политики России, Белоруссии и Казахстана:

Предусмотрен механизм согласования основных макроэкономических параметров [странами Таможенного союза]. Сначала единый прогноз и утверждение страновых бюджетных параметров, потом – верстка национальных бюджетов. Не идет речь о бюджете 2011 года. Пока не идет. Но мы будем настаивать на трехлетнем горизонте планирования. Отраслевые концепции – суть черновики и чертежи. Способ систематизировать то, что мы хотим. И чего не хотим. Это переговорный процесс, который уже не просто идет, а может пойти и еще тяжелее. Но не имея системного изложения своей позиции, нельзя идти на переговоры. Свою позицию мы изложили. Уже хорошо. В поручениях и рабочем графике речь шла о третьем квартале как о дате подписания «первого пакета» [соглашений в рамках Таможенного союза]. Но может и четвертый квартал. Хочется верить, что до конца года по «первому пакету» главы государств все подпишут. 0 http://www.slon.ru/articles/329096/ закрыть


Эта статья взята с сайта kr26.ru Железногорский интернет-портал
Адрес этой статьи:


При полном или частичном использовании материалов сайта ссылка на KR26.info обязательна.
Адрес электронной почты: info@KR26.info
Дизайн, разработка и поддержка сайта: Michael_A_Gayduk