Дата: 10/03/2010 15:27:28
Раздел: 




Минэкономразвития победил Минфин в споре за контроль над бюджетными расходами.

9 марта председатель правительства Владимир Путин проведет совещание по вопросу о финансировании федеральных целевых программ (ФЦП) в 2011 году и последующие годы, сообщает пресс-служба правительства России. По информации службы, на совещании будут рассмотрены 17 новых ФЦП, из 21 предложенной Минэкономразвития, а также проекты трех новых редакций действующих программ, которые будут продлены до 2015 года. При этом финансирование этих программ будет осуществляться «в рамках приоритетов»: «Социальная инфраструктура», «Развитие высоких технологий», «Жилье» и «Безопасность».
Напомним, что в конце февраля Минэкономразвития передало в правительство список новых ФЦП, которые необходимо финансировать в рамках бюджета 2011-2013 годов, который сейчас разрабатывается в правительстве. Речь в списке Минэкономразвития идет о 21 новой программе и продлении действия трех завершающихся. В 2011 году на их финансирование необходимо направить 440 млрд. рублей, в 2012 году – 520 млрд. рублей, а в 2013 году – еще 820 млрд. рублей.

Нескромные запросы «экономистов» на общую сумму в 1,78 трлн. рублей в Минфине назвали «полным отрывом от реальности». И неудивительно, ведь еще раньше чиновники взамен предложили свою программу «повышения эффективности», в рамках которой все ФЦП должны быть преобразованы в долгосрочные целевые программы, при этом контроль над всеми бюджетными расходами перейдет под юрисдикцию Минфина.

Как пояснил ведущий эксперт Института «Центр развития» ГУ-ВШЭ Андрей Чернявский: «ФЦП составляют около 10% расходов федерального бюджета. Сумма значительная, и Минэкономразвития является ведомством, ответственным за расходование этих средств, что не очень нравится Минфину. Минфин сейчас управляет бюджетными расходами, но пока из них выпадает такой важный кусок, как финансирование ФЦП, которое является сферой влияния Минэкономразвития. Недавно Минфин публиковал на своем сайте программу повышения эффективности бюджетных расходов, которая предусматривает, что начиная со следующего года все бюджетные расходы будут представлены в виде долгосрочных целевых программ. Если смотреть на это, как на процесс межведомственного разделения влияния, то получается, что путем этих реформ Минфин получит в свои руки все рычаги управления бюджетными деньгами. А у Минэкономразвития останется только функция макроэкономического прогнозирования, и он практически не будет участвовать в процессе распределения бюджетных средств».

Однако эксперты правительственной рабочей группы, которым было поручено проанализировать «программу эффективности» Минфина, жестко раскритиковали законотворчество чиновников. По их мнению, в этой программе много неточностей, которые ставят под вопрос возможность ее реализации.

«Пока неясно, заработает ли предложенная в программе новая система финансового контроля, — считает входивший в группу экспертов Владимир Климанов, директор Института реформирования общественных финансов. — Ведь даже в «пилотном» режиме она еще не апробирована».

Переход на программный метод бюджетирования предполагает формирование министерствами и ведомствами долгосрочных целевых программ и ведомственных целевых программ, на которые правительство будет выделять бюджетные средства. Результативность работы будет оцениваться по количественным показателям. Но именно эти количественные показатели и вызывают большие сомнения у экспертов, ведь любой умелый бюрократ легко сможет достичь нужных результатов, ничего не меняя в своей работе.

К тому же, эксперты не верят, что любому ведомству можно задать числовые ориентиры деятельности. «Надо четко понимать, что есть определенные пределы для использования количественных показателей, — поясняет Климанов. — Далеко не все новые качества, к которым стремится министерство, можно отразить количественными показателями». Он также отмечает, что не все планы ведомств сегодня можно привести в формат долгосрочных целевых программ. Это возможно только в условиях стабильной и предсказуемой экономики, к которой российская пока не относится.

И еще, ряд отечественных российских ведомств «носят очень специфический характер», они получают прямые указания от президента, которому непосредственно подчинены, а регламентирует их деятельность правительство. Особенно сложно будет работать с подведомственными учреждениями, которые имеют закрытый характер, и разобраться на экспертном уровне чем они на самом деле занимаются, будет довольно сложно.

По словам экспертов, в программу Минфина заложено еще несколько спорных нововведений, которые могут затормозить ее осуществление. К ним относится, например, выделение, наряду с бюджетными и автономными, третьего типа учреждений — казенных, а также само определение государственных и муниципальных услуг, от которого зависит, какие из услуг могут оказываться на платной основе. В общем – одни вопросы…

Поэтому, видимо, Владимир Путин решил положить конец спору чиновников и поставить точку, по крайней мере до 2013 года, официально утвердив финансирование ФЦП на заседании правительства. Так или иначе, но все «целевые» запросы чиновников вряд ли будут выполнены. Сейчас верстается бюджет на 2011-2013 годы, и его ресурсы, которые можно потратить, более или менее известны, как и социальные обязательства правительства, которые нужно будет выполнять. Просить так много бюджетных денег здесь просто не имеет смысла – возможности для принятия новых программ слишком маленькие. Поэтому финансирование в размере почти 2 трлн. рублей, запрошенное Минэкономразвития – из области фантастики. Хотя, логика чиновников вполне понятна: проси больше – получишь меньше.


Эта статья взята СЃ сайта kr26.ru Железногорский интернет-портал
Адрес этой статьи:


При полном или частичном использовании материалов сайта ссылка на KR26.info обязательна.
Адрес электронной почты: info@KR26.info
Дизайн, разработка и поддержка сайта: Michael_A_Gayduk