Дата: 27/02/2010 16:51:41
Раздел: 




К чему приведет отмена обязательной сертификации алкоголя, косметики и продуктов питания.


Замена обязательной сертификации товаров их добровольной сертификацией была одним из первых предложений по развитию малого бизнеса, озвученных вступившим в должность президентом Дмитрием Медведевым. На то, чтобы реализовать этот, в общем-то, простой план, потребовалось почти два года. И вот с 15 февраля текущего года упразднена система сертификации ряда продуктов питания, косметики и алкоголя. Производители отреагировали сдержанно, а вот потребители переживают, не ухудшится ли теперь качество продукции. Большинство экспертов уверены, что вряд ли: хуже-то — некуда.

По словам председателя Общества защиты прав потребителей Михаила Аншакова, многие предприниматели жалуются и просят что-то сделать, потому что им невыгодно добросовестно производить, когда конкурент производит более дешевый низкокачественный продукт.
Что же касается потребителя, то нужно быть реалистом и понимать, что резкого ухудшения качества товаров мы не увидим по одной простой причине: рынок уже завален третьесортной продукцией. Меж тем без обязательной сертификации помимо косметики и алкоголя остались следующие виды продуктов питания: питьевая вода, сахар, соль, хлебобулочные и кондитерские изделия, овощные и рыбные консервы, мясные полуфабрикаты, колбасы, пищевые концентраты и ароматизаторы.

«Сейчас наш рынок можно сравнить с уровнем начала 90-х годов, когда он захлебывался подделкой, — комментирует директор Российского института потребительских испытаний Ирина Виноградова. — Недобросовестные производители, и без того в огромном количестве присутствующие на рынке, получили еще больший стимул для производства некачественной продукции».

Проблема не в том, существует ли обязательная сертификация или добровольное декларирование, проблема — в том, что нынешняя система контроля качества продукции находится в плачевном состоянии. Напомню, что в советский период были разработаны десятки тысяч государственных стандартов, над которыми работали крупнейшие НИИ. В 2003 году они перестали носить обязательный характер в связи с принятием закона «О техническом регулировании» и стали рекомендательными. С тех пор товар производится в соответствии с техническими условиями (ТУ). А ТУ каждое предприятие определяет для себя самостоятельно.

С 2003 года в течение семи лет те десять тысяч ГОСТов должны были замениться техрегламентами. Но к настоящему моменту приняты только семь (!). «Это полный провал, — негодует Михаил Аншаков. — Причем принятые технические регламенты несовершенны или вовсе не работают. В частности, последний регламент на молочную продукцию (молоко, содержащее порошковое молоко, должно называться молочным напитком. — Прим. ред.). Но этот регламент не работает, потому что при его разработке не были привлечены эксперты, специалисты. Одновременно с этим техрегламентом не была разработана научно обоснованная методика, чтобы экспертная лаборатория могла на ее основании отличить поддельное (порошковое) молоко от натурального. В итоге производители так и продолжают выпускать это порошковое молоко, а любой тест в лаборатории легко опровергается в суде».

До настоящего момента сертификации подлежало 87% продукции, а декларированию — 13%. Теперь же это соотношение равно 46% к 54% соответственно. «В этом году надо сделать это соотношение таким, чтобы как минимум три четверти продукции подлежали декларированию, — уверен замгендиректора Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП) Сергей МИГИН. — Для получения обязательного сертификата на пищевую продукцию, например, в орган по сертификации необходимо сдать образец продукции, санитарно-эпидемиологическое заключение, определенный комплект документов, и очень часто без какой-либо дополнительной проверки выдается сертификат. Но даже если проверка все-таки проводится, то процедура полностью дублирует процедуру санитарно-эпидемиологической экспертизы. Вообще, проверки на соответствие СанПину вполне достаточно, потому что главное — не допустить на рынок опасную продукцию, а дальше дело за потребителем, который сам выбирает, какого качества продукты ему доступны. Но для этого важно, чтобы производитель информировал потребителя о том, из чего сделан его продукт».

Конечно, было бы неправильно полагать, что все сразу бросятся добровольно декларировать свой товар. По мнению Сергея Мигина, хорошо уже то, что снятие административного барьера в виде обязательной сертификации повысит внутреннюю конкурентоспособность отечественного малого производителя.

Что касается ответственности, то согласно законодательству, ее несут и производитель, и орган сертификации, и испытательная лаборатория, и контрольный надзорный орган. Но если что случается, все кивают друг на друга. «Получается положение коллективной безответственности. Орган по сертификации вообще фактически не несет и никогда не нес ответственности, — поясняет Сергей Мигин. — Для того чтобы создать такую лабораторию, достаточно получить аккредитацию, которую выдает Ростехрегулирование (агентство при Минпромторге). А это значит, что рынок контролируют игроки, «свои» для чиновников. В такой ситуации важен переход на декларирование, чтобы ответственность, как это и должно быть, нес производитель. К тому же сокращение сферы обязательной сертификации как раз уменьшит ценность аккредитации для чиновников».

Чтобы как-то компенсировать отмену сертификации, чиновники обещают к 1 апреля увеличить штрафы за некачественную продукцию в десять раз: с 50 до 500 тысяч рублей. Но это ничего не изменит. Ведь чтобы оштрафовать, нужно провести проверку. А с госконтролем у нас беда. Роспотребнадзор, согласно их собственной статистике, проводит одну-две проверки в день в административном округе Москвы. В округе с населением в миллион человек зарегистрировано от десяти до двадцати тысяч торговых предприятий. Чтобы физически все это обойти, потребуется сто лет. То есть раз в сто лет Роспотребнадзор будет заходить к вам с проверкой, если вы занимаетесь малым бизнесом. К тому же по закону проверка может производиться не чаще, чем раз в три года. При таком раскладе недобросовестный предприниматель получает конкурентные преимущества на рынке. И штрафы — единственная мера наказания — таким образом, носят символический характер. Тем более что если их и придется платить, то раз в три года.

«Здесь возникает возможность расширения поля для коррупционного взаимодействия, — обращает внимание замгендиректора НИСИПП. — Если размер штрафа выше той суммы, за которую, в принципе, можно договориться с проверяющим, то очевидно, каким образом будут решаться проблемы».

Вдобавок ко всему, как уточняет председатель Общества защиты прав потребителей, по данным налоговой инспекции, средний срок жизни малого и среднего предприятия не превышает трех лет: «В этой сфере производства есть очень много фирм-однодневок. Если обратить внимание на место производства, указанное на товаре, как правило, это какая-нибудь деревня Гадюкино Тамбовской губернии. Я вас уверяю, что по этому адресу в лучшем случае можно найти какой-нибудь сарайчик. Потому что фирма-однодневка просто зарегистрирована в деревне и не может являться субъектом ответственности перед законом. Необходима четкая работа государственных контролирующих органов и жесткие санкции, вплоть до закрытия предприятия и лишения права на этот вид деятельности».

По мнению Ирины Виноградовой, мера декларирования более прогрессивна, по подобной схеме живет практически весь мир. Но в нашем случае, к сожалению, решение об отмене сертификации ведет к регрессии. «Никакого стимула для добровольного декларирования у производителя нет, — поясняет директор Российского института потребительских испытаний. — Огромное количество органов сертификации действительно превратилось в бизнес по штамповке сертификатов. Поэтому нужно было оставить именно профессиональные лаборатории, реально выполняющие свои функции. Вопрос надо решать комплексно, мы же к настоящему моменту имеем разрушенную систему государственного надзора и контроля. А с отменой сертификации проверки становятся еще более необходимыми на стадии реализации товара. К тому же камнем преткновения будет суд, поскольку именно его решение теперь будет подтверждать наличие или отсутствие заявленного качества товара».

Исходя из планов чиновников, в этом году они намерены поработать над дополнительными мерами по улучшению контроля над качеством продукции, в первую очередь обещают создать технический регламент о безопасности пищевых продуктов. Пока же крайним в сложившейся системе продолжает оставаться потребитель. И обезопасить себя от некачественного продукта может только он сам. Вот только пищевая и химическая промышленность ушли так далеко, что можно выпустить продукцию любого цвета, запаха, вкуса и консистенции. И простому покупателю определить качество товара практически невозможно.


Эта статья взята СЃ сайта kr26.ru Железногорский интернет-портал
Адрес этой статьи:


При полном или частичном использовании материалов сайта ссылка на KR26.info обязательна.
Адрес электронной почты: info@KR26.info
Дизайн, разработка и поддержка сайта: Michael_A_Gayduk