Дата: 25/02/2010 16:39:03
Раздел: 




Вступило в силу постановление правительства РФ, отменяющее обязательную сертификацию сразу нескольких видов товаров. Теперь государству не нужно будет проверять сахар, соль, питьевую воду, хлеб, рыночные консервы и т. д. Прежний контроль отличался множеством недостатков, но он хоть как-то ограждал потребителя от продукции низкого качества. Теперь же она польется магазинной рекой.

В России с 15 февраля вступило в силу постановление Правительства РФ от 01.12.2009 № 982, отменяющее обязательную сертификацию целого переченя продуктов питания. Без обязательного сертифицирования в розничную продажу отныне будут поступать питьевая вода, сахар, соль, хлебобулочные и кондитерские изделия, овощные и рыбные консервы, мясные полуфабрикаты, колбасы, алкоголь, пищевые концентраты и ароматизаторы. Это же правило действует на косметику и посуду. Отныне производители продовольствия смогут отпускать товар лишь на основании заполненной декларации. Вместо совершенствования системы сертификации продуктов питания, правительство выбрало противоположную крайность – ее просто решили отменить «за ненадобностью», не создав ей абсолютно никакого противовеса
В новом постановлении приводится два перечня продукции: в одном перечислена продукция, которую нужно сертифицировать, а в другом — продукция, сертификация которой подтверждается принятием деклараций о соответствии. Их соотношение планируется примерно поровну.

На заседании Президиума Правительства Российской Федерации 16 февраля был поднят вопрос о новом порядке государственного регулирования вопросов безопасности пищевой и парфюмерно-косметической продукции. Первый заместитель Председателя Правительства РФ Виктор Зубков прокомментировал суть принятых решений:

«Со вчерашнего дня введена система декларирования соответствия в отношении большого ряда продукции, в том числе на продукты питания, на косметику, алкогольную продукцию, воду и так далее. Где-то все же остается и сертификация — примерное соотношение будет 50 на 50. То есть 50 видов продукции будут иметь декларации, а 50 -будут сертифицированы», — сообщил В.Зубков.

«Речь идет о том, чтобы избавить предпринимателя от обязательного обращения в частные лаборатории за так называемой сертификацией. В общем-то, эта форма доказала свою неэффективность. На деле это платное подтверждение экспертизы, которая уже проведена Роспотребнадзором. Большинство центров и лабораторий, которые выдавали так называемые сертификаты, просто собирали деньги с компаний и печатали сертификаты, создавая иллюзию проведенных исследований», — считает Зубков.

Чисто практическая сторона решения об отмене обязательной сертификации целого ряда жизненно важных продуктов потребления понятна. Речь идет о том, чтобы избавить предпринимателя от обязательного обращения в частные лаборатории за выдачу сертификаций, которая кроме сбора денег с бизнесменов практически ничем иным не является. В реальности происходит платное подтверждение уже проведенной Роспотребнадзором экспертизы. Большинство центров и лабораторий, которые выдавали сертификаты на продукты, действительно просто собирали деньги с компаний и печатали сертификаты, создавая иллюзию проведенных исследований. Этих «левых» сертификационных «шаражек», по некоторым подсчетам – несколько тысяч.

«Только по молоку таких лабораторий около четырехсот», — привел свои данные Виктор Зубков.

Виктор Зубков отметил, что эта инициатива правительства постановление подписано для снижения административной нагрузки на бизнес. Теперь, по мысли вице-премьера эти деньги могут быть использованы бизнесом для расширения своего производства, его модернизации и повышения качества выпускаемой продукции. Тем не менее, Зубков признался, что ряд моментов в новом постановлении вызывают законную обеспокоенность бизнеса и требуют повышенного внимания правительства.

«В первую очередь, это касается действия уже выданных сертификатов соответствия. Эти сертификаты будут действовать до истечения своих сроков. Есть некоторые — на год, на три, на пять лет. Соответствующие разъяснительные письма уже разосланы таможенной службой и Роспотребнадзором», — сообщил вице-премьер правительства РФ.

«Второе — использование уже изготовленной упаковки. Есть пути решения этого вопроса. Думаем, мы его урегулируем с минимальными потерями для предпринимателей», — добавил В.Зубков.

При этом Виктор Зубков считает, что со вступлением в силу нового постановления государственное регулирование безопасности продукции, в том числе продуктов питания, полностью сохранено и уровень защиты потребителя от некачественных продуктов не изменился.

«Роспотребнадзор продолжает в прежнем режиме работать по контролю безопасности продукции. В текущем году мы предпримем ряд дополнительных мер по повышению контроля качества продукции, в первую очередь продуктов питания. Завершается работа над техническим регламентом о безопасности пищевых продуктов. В нем детализированы показатели безопасности и качества по каждому виду продовольствия», — пояснил вице-премьер.

Но при этом размер штрафов за некачественную продукцию отныне будет увеличен в 10 раз, сообщил первый вице-премьер Виктор Зубков на заседании президиума правительства РФ.

«Мы считаем, что коли мы даем возможность бизнесу теперь работать свободно, но если нарушения будут, то штрафы, размер штрафных санкций мы собираемся увеличивать. Они будут составлять от 5 тысяч до 500 тысяч рублей», — сказал он.

В настоящее время Минпромторг готовит соответствующие поправки в КоАП, изменения планируется внести в законодательство до 1 апреля 2010 года.

Предполагается, что новые меры правительства не только освободят от излишней налоговой нагрузки производителей продуктов, но и выкинут с рынка целый слой «кровососов», получающих лишь мзду за производство мало что значащих бумажек. Это значит, что освобожденные деньги пойдут на расширение и модернизацию бизнеса. А заодно – и цены снизятся, а качество продукции будет повышаться.

Однако, как говорится в современной русской пословице – гладко было на бумаге, да забыли про овраги. Председатель Общества защиты прав потребителей Михаил Аншаков считает, что вряд ли стоит ожидать снижения цен и роста рынка.

«Никакого существенного снижения стоимости продукции не будет, — говорит Аншаков. — Кроме того, отмена сертификации, на мой взгляд, невыгодна добросовестным производителям. Потому что обязательный сертификат для добросовестного производителя, это, все-таки, гарантия качества. Помните, в СССР продукты соответствовали ГОСТам. Сейчас эта система полностью разрушается. На наш взгляд, вместо снижения цены мы получим снижение качества».

По его словам, крупнейшие наши производители тратят на сертификацию, по их собственным данным, порядка 100 тысяч долларов в год. При этом оборот их составляет несколько сотен миллионов долларов в год. В структуре ценопроизводства даже с учетом повышения штрафных санкций в 10 раз — это десятые доли процента.

«Мы хотим поддерживать средний и малый бизнес, это объяснимо, но мы фактически этими мерами поддерживаем недобросовестных предпринимателей. Потому что выгоднее произвести низкокачественный продукт, поскольку меньше издержек, меньше затрат на его производство», — пояснил Аншаков.

Как же обезопасить себя в новой системе, когда есть риск заполнения прилавков недоброкачественными продуктами?

«Советы очень просты: тщательно выбирать продукты, не доверять незнакомым брендам. Советуем не покупать салаты, полуфабрикаты, если есть малейшие сомнения, — советует Михаил Аншаков. — Потому что, по нашим данным, именно салаты и полуфабрикаты, в основном, изготавливаются из недоброкачественных продуктов, кустарным способом, в антисанитарных условиях, часто в тех же самых магазинах — где-то в подсобке в импровизированном разделочном цеху».

«Мы не так давно провели эксперимент, — рассказывает Аншаков. — Мы в крупнейшие наши торговые сети “Седьмой континент” и “Перекресток” устроили своих продавцов. То есть, это сотрудники нашего Общества защиты прав потребителей, которые там проработали по три дня. Взяли их без оформления санитарных книжек. Неизвестно, чем они могли болеть, и какие заразные болезни у них могли наличествовать. Не заплатили ни копейки денег за три дня работы. Они стояли за прилавком, фасовали продукты и знали, что там происходит. Еще раз говорю, это крупнейшие, ведущие наши бренды на рынке ритейла. Сотрудники магазина и начальство напрямую их заставляло отмывать моющими средствами плесень с рыбы, перефасовывать и выставлять на прилавок. То есть, фактически, все фасованные продукты перефасовываются — некоторые раз в день, а некоторые несколько раз в день. И вы постоянно видите на них свежую дату. Вот эта этикетка со свежей датой не свидетельствует о том, что продукт свежий. Это свидетельствует о том, что его совсем недавно перефасовали. Сколько было перефасовок, вы не установите».

Что же происходит на самом деле? Вместо совершенствования и оптимизации системы сертификации продуктов питания, правительством почему-то выбрана противоположная крайность – саму систему решили отменить «за ненадобностью». Иными словами, конкурентные преимущества опять-таки получают крупнейшие производители и торговые сети – им выгодно расширять реализацию некачественной продукции. При резком росте валовых доходов от этой реализации, которой отныне новое постановление правительства открывает все возможности, крупнейшие игроки на рынке пищевой продукции пострадают от штрафов еще меньше и только упрочат свое положение на рынке. А мелкие и средние производители и торговые фирмы, наоборот, будут оттесняться с рынка — ведь по словам Зубкова, ныне действующие сертификаты еще будут действовать от года до 5 лет, а новые десятикратные штрафные санкции вводятся уже с апреля 2010 года. Получается, что за какие-то сертификаты все равно придется продолжать платить большие деньги – одновременно при мгновенно выросших штрафах. Выходит, прямо как по Марксу: богатые еще больше богатеют, а бедные – беднеют.

А ведь мы еще не рассматриваем фактор вовлеченности в эти процессы тотальной коррупции, пронизывающей все российское общество. Где гарантии, что мелкие и средние производители и торговцы не попадут в зависимость со стороны местных контролирующих органов Роспотребнадзора, в чьих полномочиях проверять качество и варьировать штрафные санкции? При этом еще следует посмотреть, как в новую ситуацию впишутся обещанные Зубковым новые техрегламенты о безопасности пищевых продуктов и не станут ли они дополнительным административным взяткоемким барьером.

В любом случае, сейчас становится ясно, что отменять систему сертификации в наших условиях нельзя хотя бы потому, что ей не создано абсолютно никакого противовеса. Система четкого и эффективного государственного контроля за качеством продуктов в стране рискует совсем исчезнуть, несмотря на все заверения властей. Нужно отметить, что, несмотря на пародийность, коррупционность и низкую эффективность системы обязательной сертификации, она имела и свои положительные черты, поскольку выполняла основные контролирующие функции по недопущению на рынок низкокачественных и просто опасных для здоровья продуктов. Да, при этом сертифицирующая лаборатория не связывала себя ответственностью в том случае, когда продукция действительно была опасна, но зато если в продукте содержались действительно вредные для здоровья человека вещества, сертификат производитель вообще бы не получил.

Что же остается в «сухом остатке»? Для граждан, которые боятся пострадать от недобросовестных производителей и продавцов продуктов, на сегодняшний день остается только один стандарт, гарантирующий качество товара — это ГОСТ. Но и здесь, далеко не все так просто. ГОСТами в России заведует Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование). Несмотря на то, что Ростехрегулирование с 2006 года обязано обеспечивать на своем официальном сайте публикацию всех ГОСТов и общероссийских классификаторов в свободном бесплатном доступе для всех, это ведомство делает все, чтобы максимально затруднить этот доступ. Например, на сайте Ростехрегулирования появилась особая форма для обязательной регистрации, где надо было указывать персональные данные. При этом тексты публиковались в крайне неудобном формате, при существовании запрета на скачивание и распечатку информации.

Фактически идет торговля за доступ к ГОСТам. Прейскурантом цена устанавливается в зависимости от того, сколько в документе страниц, вне зависимости от того, бумажная это копия или электронная. ГОСТы, как известно, у нас многостраничные. Документ с минимальным числом страниц (до четырех) на электронном носителе обойдется в 159,3 руб. Далее стоимость возрастает: 73-80 стр. — 708 руб.; 45-152 стр. — 1026,6 руб.; 225-232 стр. — 1380,6 руб. Ростехрегулирование при этом даже пытается добиться внесения в федеральное законодательство изменений, которые позволят открыть эту торговлю на широкую ногу.

Но хуже всего то, что Ростехрегулирование стремится приравнять ГОСТы к известным международным стандартам ISO, умалчивая о том, что ISO является так называемой «добровольной стандартизацией», тогда как ГОСТы в России — обязательны для исполнения. В России ГОСТы обязательны для исполнения.

В то время, когда для граждан ГОСТ – это последняя возможность проверить качество товара или услуги, альтернативы ни у граждан, ни у организаций не существует: за бесплатную информацию заставляют платить. Более того, если рассмотреть происходящие изменения, связанные с отменой обязательной сертификации продуктов питания и общего потребления, в более широкой перспективе, то мы увидим, что происходит планомерный отказ от системы общенациональных стандартов, существующих со времен СССР. Эта политика – одно из любимейших детищ Кудрина и Ко. Кроме системы обязательной сертификации продуктов, продолжается и деградация системы строительных норм и правил и контроля (СНиП), которые уже сегодня все чаще имеют «рекомендательный характер» и организации на местах могут руководствоваться своими «нормами и правилами», что зачастую приводит к хаосу, неразберихе и авариям. Список этот при желании можно продолжить.

Но одно остается очевидным: вместо действительно долгой и кропотливой работы над совершенствованием существующей системы сертификатов и стандартов, государство выбрало метод разрубания Гордиева узла, не понимая, что некоторые узлы скрепляют систему национальной безопасности – ведь обеспечение безопасности продуктов питания относится именно к этой сфере. Вместо этой работы государство опять выбрало традиционную либерально-экономическую парадигму с ее гипер-идеей «превосходства рынка над государством» и пошло по капитулянтскому пути ухода государства отовсюду, откуда только можно уйти, даже с ниши жизненно необходимого контроля за безопасностью продуктов широкого потребления. Но что помешало выработать такой подход, чтобы максимально жестко регламентировать деятельность и само количество сертификационных комиссий, поставить их под жесткий государственный контроль? Ведь новое решение в итоге потребует куда большего контроля за потребительской анархией, которая может очень скоро вернуть всех нас опять в 90-е годы с их достопамятным спиртом «Рояль» на прилавках, подозрительными консервами непонятного происхождения и прочими «прелестями» якобы саморегулируемого «свободного рынка». И архитекторам идеи «ухода государства» давно пора бы вспомнить, что после его ухода в России, как правило, остается хаос. И еще – с этим хаосом лицом к лицу остаются люди.


Эта статья взята СЃ сайта kr26.ru Железногорский интернет-портал
Адрес этой статьи:


При полном или частичном использовании материалов сайта ссылка на KR26.info обязательна.
Адрес электронной почты: info@KR26.info
Дизайн, разработка и поддержка сайта: Michael_A_Gayduk