Дата: 17/02/2010 12:20:45
Раздел: 




Экономическая программа для нового руководства Украины

На прошлой неделе международная экспертная комиссия во главе со шведским экономистом Андерсом Ослундом и украинским экономистом Александром Пасхавером представила доклад о реформах, которые следует провести на Украине после выборов. В составлении этого документа участвовали 23 украинских и зарубежных экономиста, включая и меня. Если эта программа будет выполнена, через пять лет можно будет всерьез начать говорить о плане вхождения Украины в состав Евросоюза.

Мы начали работать еще осенью и не знали, кто выиграет выборы. Идея была в том, чтобы подготовить доклад, который мог бы быть использован любым президентом и премьером. Кто-то предлагал, чтобы все кандидаты в президенты подписались под этим документом еще до выборов. Но мы понимали, что это невозможно, потому что компания была очень горячей.


Необходимость в реформах на Украине очень велика, и такой документ хорошо было бы иметь при любом правительстве. В программе описаны действия, которые следует предпринять в сфере макроэкономики, поддержки предпринимательства, энергетическом и финансовом секторах. Мы также настаиваем на необходимости максимально прозрачной приватизации украинских предприятий. Углубление связей с Европой и неизбежное взаимодействие с МВФ помогут создать внешний источник информации о том, идут реформы или нет. Мы также считаем важным сделать украинский Центробанк по-настоящему независимым и поставить перед ним цель снижения инфляции.

Некоторые из реформ, описанных в докладе, пытались проводить и в России. Например, Украине стоило бы по примеру России принять Земельный кодекс, позволяющий создать рынок земли.

Мы рекомендуем новому правительству учредить пост вице-премьера, отвечающего за реформы. Дело в том, что у обычного министра необходимость проведения реформ входит в противоречие с его текущей деятельностью, и он вынужден разрываться на части. Любые реформы крайне болезненны для чиновников, потому что подрывают устойчивость и правила игры, по которым они работают. Если же единственная обязанность члена правительства – это проводить реформы, то такого противоречия не возникает. Такие позиции были созданы в таких разных странах как Россия (Герман Греф) и Грузия (Каха Бендукизде).

Мы также предлагаем серьезную децентрализацию полномочий. В такой разнородной стране, как Украина, центральное правительство должно отвечать за федеральные общественные блага – оборону, инфраструктуру федерального значения, но не диктовать разным частям страны, что им делать на местах. Если навязывать всем одно и то же, можно породить стремление к расколу. Децентрализация, напротив, может быть путем к сохранению единого государства.

Для борьбы с коррупцией мы предлагаем создать внутри правительства специальное антикоррупционное бюро, которое будет реагировать на сигналы снизу. В России это было бы не слишком эффективно, потому что диалог власти и общества не клеится. На Украине обратная связь имеется, но кто-то внутри правительства должен собирать сообщения о фактах коррупции, проверять их и принимать меры. На основе этой информации ведомство будет создавать антикоррупционные программы для правительства. Во многих развивающихся странах такие бюро работали исключительно эффективно. Но все зависит от того, кто его возглавит. Важно, чтобы руководитель антикоррупционного бюро не превратил его в платформу для политической деятельности.

Пока трудно сказать, будет ли новое украинское правительство следовать нашим рекомендациям. Наивно было бы полагать, что оно начнет выполнять нашу программу постранично. В России, например, правительство не выполняет даже собственные программы. Но мы надеялись, что близкие к власти люди, которые прочитают наш доклад, задумаются и о главных проблемах украинской экономики, и о их очевидных решениях. В какой-то момент у них накопится критическая масса предложений, и тогда они решат провести настоящие изменения.

Я не думаю, что Украина может мгновенно преобразиться, скорее, это будет долгий постепенный процесс. Мы видели, как менялись Румыния, Болгария. Они пошли по европейскому пути, и добились членства в ЕС, хотя 20 лет назад было трудно представить, что Румыния войдет в единую Европу быстрее, чем Россия. Но это оказалось возможным. Через пять лет Украина вряд ли войдет в ЕС, но если эта программа будет выполнена целиком, то, по крайней мере, разговор о процессе вступления можно будет вести серьезно.


Эта статья взята с сайта kr26.ru Железногорский интернет-портал
Адрес этой статьи:


При полном или частичном использовании материалов сайта ссылка на KR26.info обязательна.
Адрес электронной почты: info@KR26.info
Дизайн, разработка и поддержка сайта: Michael_A_Gayduk