Дата: 31/01/2010 8:48:51
Раздел: 




Всю зиму многодетная семья жила без света и газа, отключенных за неуплату. Короткое замыкание спровоцировало пожар, в котором заживо сгорели шесть человек, пятеро из них дети.

Трагедия случилась вечером 23 января в поселке Верховье Орловской области. Прибывшим на вызов пожарным сообщили, что горит квартира 27-летней многодетной матери Олеси Дроновой. Огонь быстро охватил деревянный дом, пробрался по чердаку на крышу и обрушил потолок. Под завалами погибла сама Олеся, ее четверо маленьких детей и дочка соседки, уехавшей в Москву на заработки. Спастись удалось лишь 9-летней Эмме Дроновой. Поняв, что из пламени уже не выбраться, мать выбросила девочку из окна.

Причина пожара была установлена практически сразу: в электрощит была воткнута обычная отвертка, соединенная с подключенными к электрокаминам проводами. Не выдержав высокого напряжения, ненадежная конструкция спровоцировала короткое замыкание, которое и привело к возгоранию.

В сгоревшем доме имелось газовое отопление. Однако еще в декабре прошлого года семья Дроновых была отключена от газоснабжения за неуплату. По той же причине погас свет. Спасаясь от страшных 25-градусных морозов, женщина отапливала 17-метровую квартиру самодельными обогревателями.

По словам руководителя следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по Орловской области Сергея Сазина, ситуация вызывает массу вопросов: почему малообеспеченная, относящаяся к категории социального риска семья оказалась в таких стесненных условиях, да еще без газа и электричества? Имели ли право Орелрегионгаз и коммунальные службы оставлять шестерых детей, старшему из которых исполнилось девять лет, а младшему только год, без тепла и света?

Примечательно, что буквально за три дня до трагедии органы опеки и попечительства администрации Верховского района провели патронажное освидетельствование условий жизни семьи Дроновых. При этом был установлен и зафиксирован факт отключения подачи газа и электричества. Однако местное руководство на это никак не отреагировало.

В правоохранительных органах считают, что по окончании выяснения всех обстоятельств пожара он может иметь не только организационные, но и уголовные последствия. В настоящий момент расследование продолжается.

В свою очередь, пожарные до сих пор не могут понять, почему местные жители не обратили внимания на полыхающий дом сразу. Соседом Дроновых был одинокий инвалид. Еще одна квартира в доме пустовала. Как рассказывают сотрудники МЧС, прибыв на место происшествия, они увидели любопытствующую толпу. Наблюдая за пожаром на безопасном расстоянии, люди не сделали даже попытки помочь погибающим детям и их матери.

Виноваты сами

Трагедия в Верховье потрясла всю Орловскую область, в том числе и высшую местную власть. Под личный контроль расследование причин происшедшего и помощь родственникам погибших взял губернатор. По словам его заместителя Бориса Коновалова, одной из первейших задач регионального руководства является забота о спасшейся девочке.

— С Эммой все уже в порядке, — говорит руководитель Управления социальной защиты населения администрации Орловской области Татьяна Воробьева, — сейчас ей оказывается медицинская и психологическая помощь. Врачи пока не допускают к ней следователей, поэтому всех подробностей трагедии мы не знаем.

Чиновница уверена, что виновны в случившемся сами жильцы. «Органы соцзащиты давно следили за этой семьей. Много раз предупреждали, что незаконное подключение к электросетям самодельных приборов может закончиться бедой. Дронова нас не слушала. Мы уже собирались забрать у нее детей, потому что в таких условиях они жить не могут».

Коммунальные службы, отключившие Дроновым газ и свет, действовали в полном соответствии с законом, считает Татьяна Воробьева. «У нас по области, что ни семья, то обязательно многодетная. Всем им не хватает денег. А поставить всех на соцобеспечение мы не можем чисто физически — бюджет не резиновый. Приходится выбирать самых нуждающихся. Дронова не платила за коммунальные услуги несколько лет. Что было делать службам ЖКХ? Возможно, мы где-то не доглядели — случилась трагедия. Но что поделаешь: правила есть правила. Мы бессильны повлиять на коммунальные службы».

Другой версии придерживаются в управлении жилищно-коммунального хозяйства области. Оказывается, решение об отключении коммунальных услуг у малообеспеченных семей в обязательном порядке согласовывается с социальными службами. «По Дроновым вопрос ставился несколько раз, — рассказал корреспонденту «Особой буквы» сотрудник управления. — Нам сказали, что у них есть постоянный доход, а платить они просто не хотят. Ну, мы их и отключили».

Что было на самом деле, вряд ли мы когда-нибудь узнаем. Ни одно из структурных подразделений орловской областной администрации не хочет брать на себя ответственность за трагедию. Судя по всему, разногласия между органами ЖКХ и социальной защиты возникли только сейчас — с началом поисков виновных. В момент, когда решалась судьба Дроновых (признавать или не признавать семью малообеспеченной, отключать или не отключать ей газ и свет), взаимопонимание, думается, было полным. Не особо разбираясь в сути дела, просто «дернули рубильник» — и дело с концом. Если бы не случился пожар, не погибли дети, никто бы об этом и не узнал.

В этой истории, похоже, можно ставить точку. Рассчитывать на то, что следствие докопается до правды, не приходится. Найдут одного козла опущения и повесят на него всех собак.

Так в России происходит всегда. Достаточно вспомнить страшный пожар в доме престарелых под Ейском, в огне которого погибли 62 человека, или недавнюю трагедию в Перми, унесшую жизни 155 посетителей ночного клуба «Хромая лошадь». И в том, и в другом случае бурно начавшееся расследование быстро заглохло, как только в списке предполагаемых виновных стали появляться имена больших начальников.

Безвыходная ситуация

Найдет ли прокуратура нарушения в действиях администрации Орловской области, уже не так важно. Интересует другое: что нужно сделать, для того чтобы не допустить повторения Верховской трагедии.

Если отвлечься от эмоций, сдержать негодование по поводу равнодушия и бездействия властей, становятся понятны истинные причины гибели семьи Дроновых. Короткое замыкание спровоцировали самодельные отопительные приборы, которыми в отсутствие отопления многодетная мать согревала квартиру. Имей она возможность исправно платить по коммунальным счетам — пожара бы не было.

Такой возможности, по словам соседей, у Олеси Дроновой не было. Попробуйте обуть, одеть и накормить шестерых маленьких детей при тех нищенских доходах, которые имеют жители поселка Верховье. Бесконечно растущие тарифы ЖКХ явно были для многодетной матери неподъемной ношей.

С этой проблемой в настоящее время столкнулись более половины россиян. По оценкам экспертов, около трети граждан испытывают сложности при оплате коммунальных услуг, примерно 10—15 процентов вообще не в состоянии платить.

— По закону, если расходы на коммуналку составляют 22 процента и более от совокупных доходов семьи, государство обязано оказывать поддержку, — рассказывает заместитель руководителя независимого центра социальной защиты «Домашний очаг» Татьяна Толстова. — Понятно, что на деле этот механизм не работает. В основном в силу нехватки средств. Хотя имеет место и сговор между органами ЖКХ и соцзащиты. Первым дана установка выбивать из людей долги за коммуналку, вторые этому не препятствуют. Хотя должны.

Система поддержки малообеспеченных семей в сфере оплаты коммунальных услуг, считает Толстова, работает из рук вон плохо — десятки тысяч людей остаются неохваченными вниманием государства и не получают причитающихся им пособий. Вместе с тем ничего лучше в России нет. Та же многострадальная реформа ЖКХ, о которой российские власти говорят все последние годы, вряд ли решит эту проблему.

— На бумаге все выглядит просто замечательно. Поставщиками коммунальных услуг станут частные компании. А государство будет следить, чтобы в результате их деятельности население не стало нищим. Вместе с тем до сих пор не понятно, как будет выстроено взаимодействие органов соцзащиты с частными ЖЭКами, — рассказывает Татьяна Толстова.

Одним из главных условий внедрения рыночных отношений в ЖКХ является отказ государства от ценового регулирования. Частники будут вправе сами решать, какой счет выставить жителям дома, который они обслуживают. Коммерческим ЖЭКам надо как-то зарабатывать, поэтому рост тарифов неизбежен. По итогам реформы, считают эксперты, расходы населения на коммуналку увеличатся по меньшей мере на 15—20 процентов. И это без учета инфляции.

— Действия нашего правительства меня просто поражают, — говорит экономист Андрей Ухватов. — Сегодня в бюджете не хватает средств для выплаты пособий малообеспеченным гражданам. Государству приходится многим отказывать в поддержке, выкручиваться, врать. Но вместо того чтобы исправлять сложившуюся ситуацию, российское руководство создает себе новые проблемы. Коммерческие ЖЭКи взвинтят цены — это понятно. Соответственно возрастет количество малоимущих, которых и без того много. Социальные службы и так не справляются с наплывом нуждающихся, после реформы поток страждущих их просто смоет.

Нужна ли России реформа ЖКХ? Безусловно. Однако подход к ней должен быть иным. Нельзя восстанавливать изношенное жилищно-коммунальное хозяйство за счет граждан, многие из которых находятся за чертой бедности. Сколько детей еще должно погибнуть, чтобы государство, наконец, это поняло?


Эта статья взята с сайта kr26.ru Железногорский интернет-портал
Адрес этой статьи:


При полном или частичном использовании материалов сайта ссылка на KR26.info обязательна.
Адрес электронной почты: info@KR26.info
Дизайн, разработка и поддержка сайта: Michael_A_Gayduk