Дата: 02/12/2009 11:42:59
Раздел: 




Новость номер 1 последних дней, конечно, это авария пассажирского поезда Невский Экспресс. Авария или диверсия, для меня не это важно. Я в диверсиях не силен. А вот то, что было после аварии, действия спасателей, это для меня очень интересно и важно. И не только видимо, для меня, если судить по Интернету, который прямо-таки кипит от критики в адрес МЧС. Про критику РЖД я ничего говорить не буду, там тяжелый случай, там Якунин. Итак, действия спасателей.

Любая авария, морская или сухопутная, делится на два этапа. Первый - спасение людей, их эвакуация, оказание им помощи. Тут не до материальных и экологических последствий и не до посчетов, кто кому сколько за работу должен. Поисково-спасательная операция как правило, это ответственность государства, на чьей территории или в чьих водах случилась катастрофа. Государство обязано иметь соответствующую службу. У нас есть такая служба. Называется МЧС. Как она отработала с "Невским Экспрессом", вы можете прочитать в Интернете, все подробно расписано, вплоть до выражения лица нашего любимого Шойгу.

А как обстоят дела на море? Они обстоят не просто так же, они обстоят еще хуже. Большинство крупных морский аварий и катастроф происходит в прибрежных водах. Первая задача - спасти людей. Наиболее эффективны в таких прибрежных операциях небольшие спасательные боты, их часто называют непотопляемыми из-за их конструкции, и вертолеты. Спасательных ботов в российских водах нет вообще. Вертолеты есть, но не у спасателей. На море есть отдельные спасательные службы - гражданская Минтранса, у рыбаков и у военных. И есть еще МЧС. И когда происходит авария в российских водах, главная задача на берегу не поднимать в воздух вертолеты и не отправлять в море боты, а создать штаб. Который будет руководить спасением и самое главное, распределит ответственность, ведь если неудача, кому-то придется отвечать? У госморспасслужбы нет вертолетов. Они есть у военных и у МЧС. А у военных и МЧС есть вертолеты, но нет штатов специально подготовленных морских спасателей, равно как и желания давать технику и людей на операцию, но подпадающую под ответственность их ведомств.

Кто ведает морскими спасателями в США или Англии, или Японии? Береговая охрана, пограничники по-нашему. Но наши пограничники, как говорится, это «тут вам не там», они к спасению не только совершенно не готовы, они хорошо если сами не потопят.

Вот можете посмотреть видеоролик, как наш пограничник садит по рыболовному судну, подозреваемому в браконьерстве, из орудий. Зрелище до крайности неприятное, шокирующее. Пусть браконьер - но ведь там свои же русские люди сидят. Наши пограничники ни специалистов не имеют, ни техники, ни какого-то морального духа, настроя, а он в этом деле имеет огромное значение. Когда гибнет судно в водах Европы или Америки, или Кореи с Японией, в море бросается все. Без всяких штабов. Получили сигнал бедствия - находящийся в постоянной готовности вертолет тут же поднимается в воздух, из порта несутся на полной скорости спасательные боты, прогревают двигатели патрульные самолеты. В водах России в ноябре 2004 года тонуло сразу два российских судна. Самолет МЧС вылетел к месту аварии на третьи сутки. Когда даже трупы уже не найти, разбросало ветром и течением. МЧС стремится насколько мне известно, подмять под себя Госморспасслужбу. Будет ли от того лучше, не знаю. Сомневаюсь.

МЧС хочет взять под свое руководство все службы экстренной помощи. При том, что у каждой своя специфика, свои особенности, принципиально иные действия. Причем когда МЧС все-таки в СМИ критикуют, то критика приблизительно такая: «Гибель членов экипажей судов "Ароса" и "Вест" в Японском море в 2004 году показывает, что в Приморье недостаточно четко отработано взаимодействие МЧС с армией, флотом и другими ведомствами».

Я не понимаю, зачем надо отрабатывать взаимодействие с армией флотом и другими. Вот есть служба, специализирующаяся не на всем подряд, а на морском спасении, вот пусть она за все отвечает и сама с собой взаимодействует. Пусть не выклянчивает у военных самолет, а у МЧС вертолет, пусть имеет свои.

Помните фильм с Кевином Коснером «Спасатель» (точно не уверен что так называется)? Там весьма достоверно показан процесс подготовки морских спасателей. Это разные вещи - эвакуировать больную бабушку из деревни, или моряка из штормующего моря. А тут получается, что нет организации, способной самостоятельно проводить спасение. Необходимо участие кучи организаций и ведомств. Причем речь идет повторяю, об очень специализированной операции.

Российские моряки говорят, что если уж доведется тонуть, то если повезет, доведется где-нибудь в приличном месте, вроде Америки, Европы или Японии. Очень не хочется тонуть в водах Африки или России. Уж больно мало надежды на спасение. Судя по "Невскому Экспрессу", это справедливо не только по отношению к морским авариям, но и к сухопутным тоже.

Эта статья взята СЃ сайта kr26.ru Железногорский интернет-портал
Адрес этой статьи:


При полном или частичном использовании материалов сайта ссылка на KR26.info обязательна.
Адрес электронной почты: info@KR26.info
Дизайн, разработка и поддержка сайта: Michael_A_Gayduk