Дата: 24/11/2009 12:32:16
Раздел: 




Олимпийские стройки охвачены кадровым голодом. Прилегающие к местам строительства территории страдают от безработицы. Ледовые арены уже сейчас строят иностранцы, скоро их количество может вырасти до сотни тысяч. Механизмы трудоустройства иногородних россиян здесь только предстоит создать.

Мэр курортного города Анатолий Пахомов недавно предложил организовать «трудовую вахту» на строительстве олим­пийских объектов для… бомжей и цыган, которые, по мнению градоначальника, слишком охотно едут в Сочи. «Пусть поработают на стройке в круглосуточном режиме, и желание приезжать пропадёт», — пояснил свой почин г-н Пахомов.

Такая инициатива «воспитательного трудоустройства» доказывает, что на олимпийских стройках попросту не хватает рабочих рук. Тем временем в соседних регионах растёт безработица. Привлекать на олимпийские стройки достаточное количество работников мешает отсутствие механизмов взаимодействия между службой занятости, работодателями и собственно безработными. Если ситуация не изменится, строить «Олимпиаду-2014» будут преимущественно иностранцы. А также бомжи с цыганами.Сочи зовёт

Звонок по объявлению, найденному на кадровом интернет-портале:

— Здравствуйте, вы давали объявление, что набираете рабочих на олимпийские стройки в Сочи.

— Да, набираем. Мы — информацион­но-деловой центр, работаем по срочным заявкам от работодателей.

— Я живу в Ростовской области, хотел узнать, можно ли устроиться работать на олимпийских объектах — лучше, чтобы с официальным оформлением на работу.

— Возможна работа в крупных строительных компаниях, на федеральных строительных объектах в Сочи, в Адлере, в Красной Поляне. Зарплата будет составлять до 40 тысяч рублей, графики работы — либо два дня через два, либо пятидневная рабочая неделя. Есть возможности подобрать вакансию с проживанием и питанием.

— А сколько сейчас есть вакансий?

— Разнорабочие требуются посто­янно. В разные компании нужны штукатуры, отделочники — мы рассматриваем все строительные специальности.

— Просто хочется понять, прежде чем ехать, где именно и на каких условиях я буду работать…

— У нас банк вакансий обновляется каждые два-три дня — сегодня какая-то вакансия есть, а завтра её может уже не быть, поэтому вам надо приехать в Сочи и повторно обратиться к нам. Наши услуги стоят 980 рублей — это стоимость оформления полного пакета документов…

«Трудоустроиться», в порядке журналистского эксперимента, пытался сотрудник «Эксперта ЮГ» — чтобы выяснить, насколько полную информацию о вакансиях на строительстве объектов сочинской Олимпиады можно получить дистанционно. Результат оказался гораздо хуже ожидаемого: ищущему работу на свой страх и риск нужно при­ехать на место — и только там он узнает, что ему предлагают.

При этом потребность в информации о работах на олимпийских стройках сегодня велика. «Хочу работать в Сочи на олимпийских объектах. Где можно узнать о вакансиях?», — вопрошают на интернет-форумах люди самых различных профессий из самых разных российских регионов. Свои услуги предлагают и отдельные специалисты, и целые строительные бригады. Судя по периодичности повторений одних и тех же объявлений, предложения остаются невостребованными…

По словам самих сочинцев, трудо­устроиться в Сочи, в том числе на объектах будущей Олимпиады, не так уж сложно. «Даже если судить только по объявлениям в газетах, там постоянно требуются рабочие строительных специальностей, квалифицированные кадры — инженеры-строители, проектировщики», — рассказывает Анастасия, сотрудница проектной организации.

О дефиците кадров говорят в городской администрации. «Практически все строительные организации, задействованные в возведении олимпийских объектов в Сочи, испытывают недостаток квалифицированных работников, — утверждает начальник управления труда и социального развития администрации города Елена Грязнова. — Среди сочинцев не так много тех, кто имеет достаточно высокую квалификацию по строительным специальностям. Поэтому на сегодняшний день вакансий больше, чем желающих устроиться на строительные объекты».

Для привлечения «олимпийских» кадров в этом году даже проводили специальные мероприятия. Так, на региональной «ярмарке вакансий» минув­шим летом предлагалось, по информации департамента государственной службы занятости населения Краснодарского края, более 1500 «олимпийских» рабочих мест. «Самыми востребованными оказались геодезисты, прорабы, электрогазосварщики, каменщики, маляры, стропальщики, монтажники. Широко были представлены вакансии по работе вахтовым методом», — рассказал представитель службы занятости. Из полутора тысяч предложенных вакансий, по информации департамента, тогда удалось «закрыть» только 115.Ингуши или узбеки?

Ситуация получается парадоксальная. С одной стороны, на «олимпийских» площадках в наличии тысячи вакансий на любой вкус. С другой — в России целая армия желающих на эти самые площадки попасть, чтобы работать и получать достойную зарплату. Сейчас в стране, по данным Росстата, не имеют работы около 7,7 млн человек, а руководство страны позиционирует проект «Сочи-2014» как крупнейшую в стране антикризисную площадку. Однако свободные рабочие места в Сочи продолжают существовать отдельно, а безработные, которые не прочь их занять — отдельно.

Минздравсоцразвития РФ сегодня может предложить безработным переобучение, переквалификацию и даже переезд к новому месту работы. Но трудовая миграция если и происходит, то в пределах одного региона. Поэтому на тех же олимпийских стройках сегодня работают преимущественно жители Краснодарского края — региона с не самым высоким по общероссийским меркам процентом безработицы. Для жителей других субъектов РФ путь в Сочи не то чтобы закрыт, но часто оказывается слишком уж сложным. «В силу нашего российского менталитета человек, думая о работе в другом регионе, понимает, что там надо будет решать, например, проблему жилья, — рассуждает о недостаточной мобильности российского работника бывший министр труда и соцразвития РФ, ныне — сенатор от Краснодарского края Александр Починок. — Значит, надо либо продавать квартиру, чтобы купить что-то на новом месте, либо жильё придётся арендовать. Человек понимает, как всё это сложно, и решиться на такой шаг ему тяжело. А вот в США, к примеру, человек спокойно меняет место жительства в среднем раз в пять лет, а то и чаще». Впрочем, дело не только в менталитете, признаёт г-н Починок: «Нужно в первую очередь создавать инфраструктуру, которая даст возможность, переехав в другой город, легко снять квартиру, устроить ребёнка в школу и так далее. Сейчас подобная инфраструктура у нас практически отсутствует».

О том, что подготовка к Олимпиаде в Сочи позволит хотя бы временно решить вопрос занятости в наиболее проблемных регионах юга России, не раз заявлялось на уровне руководства страны — в частности, высокий социальный эффект от сочинских строек неоднократно обещал «олимпийский» вице-премьер Дмитрий Козак. Пока надежды оправдываются лишь отчасти. В этом году договориться с ГК «Олимпстрой» о специальной квоте — тысяче рабочих мест — удалось руководству Ингушетии. Согласно договорённости президента республики Юнус-Бека Евкурова и главы госкорпорации Таймураза Боллоева, достигнутой на сочинском экономическом форуме, из безработных жителей Ингушетии, имеющих соответствующие специальности, будут сформированы бригады для работы на олимпийском строительстве. Как сообщил пресс-секретарь президента Ингушетии Калой Ахильгов, списки потенциальных работников будут направлены в «Олимпстрой» для определения востребованных специалистов, при этом первая бригада ингушских строителей может отправиться в Сочи уже до конца года.

Пока что это — единственный прецедент организованного привлечения в олимпийский Сочи рабочей силы из северокавказских республик. Хотя попытки такого рода предпринимаются и другими. «В Чечне есть частные агентства, которые пытаются организовать выезд рабочих на объекты в Сочи, — рассказал “Эксперту ЮГ” советник строительной компании “Казбек” и директор консалтинговой компании “АМИ” (Чеченская Республика) Шамиль Бено. — Правда, все эти наборы носят случайный характер, они никак не организованы — это происходит без каких-либо объявлений, без рекламы, методом “цыганской почты”. Худо-бедно это работает, но всерьёз говорить о том, что рабочие из Чечни в достаточном количестве привлекаются на олимпийские стройки, нельзя, потому что 40–50 чеченцев в Сочи — это не цифра». По мнению г-на Бено, работников из Чечни, Ингушетии, Дагестана — регионов с наиболее высоким процентом безработицы — в Сочи, по большому счёту, не ждут. «Сегодня две чеченские компании имеют в Сочи небольшие субподряды, но это достигнуто исключительно за счёт личных контактов владельцев компаний с Госстроем РФ и другими федеральными структурами, — сетует Шамиль Бено. — А руководству других компаний, занятых на олимпийских стройках, легче привезти гастарбайтеров из стран бывшего СССР, чем думать о том, не произойдёт ли в Сочи какого-нибудь инцидента с участием чеченцев. В этом смысле мы вообще — страна лёгких решений».В ожидании гастарбайтеров

По данным госкорпорации «Олимпстрой», сейчас на 30 объектах будущей Олимпиады трудятся порядка 13 тысяч человек. При этом только на 13 объектах заняты иностранные рабочие. Правда, через год-два их количество может увеличиться в несколько раз. По словам заместителя начальника отдела по вопросам трудовой миграции управления ФМС РФ по Краснодарскому краю Ольги Поповой, к 2011–2012 годам прогнозируется приток в Сочи от 100 до 200 тысяч трудовых мигрантов.

Александр Починок считает такой прогноз вполне оправданным. «Думаю, будет более 100 тысяч иностранных работников. Потому что своих нет — попробуйте их найти! В России физически не хватает строителей-профессионалов, настоящие специалисты — на вес золота», — уверяет сенатор. Впрочем, вряд ли проблему «настоящих специалистов» удастся решить за счёт гастарбайтеров — последние обычно претендуют на менее престижные вакансии.

Для привлечения иностранной рабочей силы в России существует целая система. Ежегодно Федеральной миграционной службой устанавливаются региональные квоты — максимальное количество иностранных рабочих, которых может принять тот или иной субъект федерации. Для Краснодарского края такая квота в 2009 году составляет 48 тысяч человек (в 2008−м, к слову, было больше — 54,5 тысячи). Есть разнообразные посреднические организации, предлагающие услуги по «поставке гастарбайтеров», в крупных компаниях существуют специальные подразделения по подбору работников-иностранцев. Есть, в конце концов, целый «теневой» рынок трудоустройства иностранцев — его представители работают в любом более или менее крупном городе. В Сочи, например, микроавтобус с вывеской «Регистрация. Разрешение на работу» можно наблюдать прямо на привокзальной площади.

В то же время с межрегиональным трудоустройством существуют определённые сложности. «Сегодня рынок труда в России фрагментарен, единой федеральной базы данных обо всех безработных не создано — у каждого региона она своя, — рассуждает заместитель директора Института мировой экономики и международных отношений Евгений Гонтмахер. — Открывая стройку, подрядчик обращается в службу занятости — в случае с Олимпиадой, в службу занятости Краснодарского края. Но из четырёх миллионов жителей региона не набрать 200 тысяч, желающих строить олимпийские объекты. Если бы не такое “местничество”, тысячи безработных, уволенных в запас военнослужащих, а также выпускников вузов и техникумов сегодня могли бы работать на олимпийских стройках».

Для того чтобы решить проблему занятости «своих» кадров на олимпийских стройках, необходимо создавать или, точнее, возрождать соответствующие институты, убеждён Александр Починок. «Я всегда был против демонтажа Федеральной службы занятости в том виде, в котором она когда-то существовала — сейчас мы по полной программе расхлёбываем последствия её разрушения, — говорит г-н Починок. — У нас нет организаций, которые осуществляют так называемые “оргнаборы”, перевозку рабочих из других регионов и так далее. Частные же кадровые агентства пока на этот уровень не выходят — для этого у них силёнок маловато».В начале пути

Впрочем, некоторые шаги к тому, чтобы обеспечить олимпийскую стройку, а затем и саму Олимпиаду российскими кадрами, а не гастарбайтерами, уже делаются. Минувшим летом, к примеру, «Олимпстрой» попытался привлечь в Сочи студенческие отряды — в конкурсе на право работать «на Олимпиаду» участвовали более 400 отрядов из разных регионов, в итоге были отобраны 10 из них общей численностью 200 человек. Предполагается, что в 2010 году эксперимент будет продолжен — как заявил Дмитрий Козак, «правительство будет всячески содействовать появлению в Сочи студенческих стройотрядов, в том числе создавать условия для правового и финансового обеспечения».

У государства сегодня достаточно возможностей для регулирования процесса привлечения работников на объекты в Сочи. «Правительство может ограничить иностранные квоты — с начала этого года законодательством предусмотрено, что установленная для регионов квота может быть либо уменьшена, либо увеличена на 50 процентов в зависимости от реальной потребности в иностранных работниках, — поясняет управляющий южной дирекцией юридической фирмы “Вегас-Лекс” Максим Лавров. — Это новый механизм, принятый в связи с кризисом и позволяющий сократить поток иностранной силы и в большей степени обеспечить занятость российских граждан». Правда, чтобы реально снизить потребность в иностранной рабочей силе, уже сегодня надо думать о российских кадрах не только для строительства. «Ближе к Олимпиаде будут требоваться квалифицированные специалисты для обслуживания построенных объектов — а это тоже значительные трудовые ресурсы, — рассуждает г-н Лавров. — И здесь также должны быть предусмотрены специальные механизмы их привлечения. Это может быть предоставление каких-то льгот при обучении молодых специалистов — с обязательной последующей “отработкой” на объектах Олимпиады, формирование “кадрового резерва” Олимпиады — по принципу “Золотой сотни” президента России».

Сегодня ГК «Олимпстрой» уже начала формирование такого резерва. Кроме того, планируется запуск отдельного проекта «Кадры для олимпийской стройки» на официальном интернет-сайте госкорпорации, где работодатели, занятые на строительстве олимпийских объектов, смогут получить информацию о возможностях привлечения персонала, а потенциальные работники — о возможностях трудо­устройства. «Потребность в кадрах будет гибкой, и в течение всего процесса станет постоянно претерпевать изменения», — пояснили в госкорпорации.По мнению Дмитрия Козака, уже в следующем году количество работников, занятых на олимпийских стройках, увеличится более чем в три раза — там будут работать примерно 50 тысяч человек. По прогнозам же ГК «Олимпстрой», пик привлечения рабочей силы придётся на 2011 год, когда общая численность работающих на возведении олимпийских объектов достигнет почти 60 тысяч человек.


Эта статья взята СЃ сайта kr26.ru Железногорский интернет-портал
Адрес этой статьи:


При полном или частичном использовании материалов сайта ссылка на KR26.info обязательна.
Адрес электронной почты: info@KR26.info
Дизайн, разработка и поддержка сайта: Michael_A_Gayduk