Дата: 24/11/2009 12:28:41
Раздел: 




Таймшер, или же клубный отдых, в 1990-е годы был одним из главных видов облапошивания доверчивых москвичей. Очень настойчивые обещания великолепного заграничного отдыха за малые деньги, постепенное выманивание все более крупных сумм и ничтожный результат в итоге — практически любой половозрелый горожанин либо сам сталкивался с этим, либо слышал от ближайших родственников и знакомых. Казалось, что таймшер ушел в прошлое вместе с малиновыми пиджаками, финансовыми пирамидами и вокзальными лохотронами. Но нет. Чуть изменив личину, он успешно функционирует и сейчас. Как работают схемы облапошивания туристов, исследовал корреспондент “МК”.

Вас приветствует программа “Выигрыш”

Торговый комплекс на “Багратионовской”, известный в народе как “Горбушка”. Неподалеку от входа стоит молодец с бейджиком “Артем”. Он как заводной предлагает гражданам потереть лотерейный билет: мол, рекламная акция. Большинство прохожих от Артема шарахаются. Единицы останавливаются полюбопытствовать, заводят беседу и... Артем стирает защитный слой на билете, далее начинается работа с клиентом. Подхожу к нему и я. Артем проверяет “мой” билетик — пусто. И тут же успокаивает — говорит, что готов закрыть глаза на маленькое нарушение. Следующий билетик — счастливый. Я, оказывается, выиграл недельное пребывание на курорте Тенерифе. Бесплатно.

— А теперь, — говорит благодетель, — надо пройти в наш офис и оформить документы.

Я придаю своему и так не очень умному лицу совсем “лоховское” выражение и послушно следую за ним. Мимо продавцов и покупателей, мимо витрин с электроникой — мы идем выбивать для меня место под солнцем. Сразу видно, что Артем работает здесь не первый день. Знакомые продавцы радушно здороваются с ним, а на меня смотрят как на тяжело больного человека, которому диагноз знать пока не положено. В офисе на 3-м этаже застаем охранника, секретаршу, еще каких-то сотрудников, но самое главное — моих коллег по счастью. Те покорно ждут своей очереди, в конце которой — те самые пальмы, песок, кораллы, красотки и прочий рай. Артем уходит, напугав предварительно обещанием 50-минутной вводной лекции. Но, казалось бы, время есть, денег не просят. Можно и подождать. Вот дело доходит и до меня.

В комнате меня встречает девушка Олеся с чистым и незатуманенным пороком взором. Объясняет, какой я везучий. Быстренько записывает, как меня зовут, и сообщает, что теперь надо подъехать в другой офис на Цветном бульваре. Успокаивает, дескать, фирма работает давно, прекрасно зарекомендовала себя и беспокоиться вообще незачем. Тепло прощается и просит позвать следующего. Какие 50 минут?! Счет собеседования шел на секунды. Работает конвейер.

ООО “Г…” не тонет

Название фирмы мы по юридическим соображениям пока приводить не будем. Ограничимся только первой буквой — “Г...” Благо эта “Г…” отлично известна многим. Стоило набрать в интернет-поисковике сочетание слов “Г… кидает”, как появляются сотни ссылок с проклятиями в адрес фирмы. Вот что пишет некая Ольга: “Всем, кто заключил договор с ООО “Г…”, расторгнул его и не может вернуть свои деньги в досудебном порядке, а решает вернуть их через суд — не стоит нести иск в суд Тверского р-на (по месту юр. адреса компании и по пункту договора о договорной подсудности) — там компания уже несколько раз отсуживала 15% (за резервирование курорта, по договору) от стоимости договора у истцов. Т.е. другие затраты компания доказать не в состоянии, но эту доказывает.

Не соглашайтесь — они по закону обязаны вернуть всю сумму договора за продажу услуг, не соответствующих закону, и за ведение презентаций в несоответствии законам.

Продают они на самом деле право клубного отдыха, и сумма по договору — это клубный взнос.

Призовые поездки — это flay-bay — рекламные поездки клубного отдыха. На “отдыхе” Вам придется посетить рекламные презентации по покупке таймшер.

Проживание в клубном отеле по призовым сертификатам бесплатно, но вы оплатите авиаперелет, визу в страну поездки, страховку.

В сертификате действительно написано, что он может быть использован только при оформлении авиабилетов и документов на выезд через офис “Г…”. И цены вам предложат немаленькие, можно найти дешевле, но тогда вы не сможете воспользоваться сертификатом.

На месте вас обяжут внести депозит (также немаленький) по системе клубного отдыха, вот тогда, если вам такой “отдых” не понравится, можете по возвращении из поездки заявлять “Г…” претензии, но в договоре сказано, что они за все, что произошло с вами в поездке, не отвечают.

Вам продают под видом призовой туристической (!) поездки клубный отдых со всеми вытекающими...

Если это то, о чем вы мечтали, — подписывайте договор”.

Зато на официальном сайте Ростуризма отыскать упоминание о “Г…” не удалось.

Будет рай — только денег дай!

На следующий день приезжаю-таки на Цветной бульвар. Офис как офис. Сидят барышни опять же с кристально чистым взором. Спрашиваю с волнением в голосе: дескать, правда, что выиграл?

— Правда, правда! — уверяют меня барышни. А та, которая мною занимается, вообще выглядит и ведет себя как матерый волк от туриндустрии. Она-то знает, что мне нужно.

— Вы ни за что не платите!

И сразу к делу. Принес ли я загранпаспорт? Опять же с лоховской мнительностью сообщаю, что пришел сначала посмотреть на обстановку. И как же так, отчего на сайте Ростуризма нет следов “Г…”? Почему?

— Все просто, — говорят мне, — регистрироваться должны только туроператоры. А мы турагентство.

Предполагается, что тревожащийся, но недалекий гражданин должен после этих слов вмиг успокоиться.

Собеседница вручает мне листок с перечнем необходимых для поездки документов. Все очень правдиво. Он совпадает со стандартным списком документов, необходимых для поездки в Европу. Только в том перечне, что получил я, строго оговорено: документы следует подавать не менее чем за 21 день до вылета. Если учесть, что в сертификате на поездку прописано, что он действителен в течение месяца, становится понятно — пространства для маневра в случае чего у меня не остается. И вот я сижу и думаю: когда же начнут “кидать”?

Долго ждать не пришлось. По-прежнему честно глядя мне в глаза, барышня сообщает, что да, все задарма. Но авиабилеты и визу следует оплачивать самому. Ну вот, думаю, приехали. Билеты не то чтобы кусаются, но сумма уже настораживает. В разгар кризиса и не в сезон отпусков за билеты надо отдать порядка 27 тысяч. Неужели из-за такой суммы сыр-бор? Хотя с миру по нитке… К тому же нет обманутых скандалистов у дверей офиса. Может быть, не “кидают”? — такая мысль мелькает в моей счастливой голове. Но скорее всего обманутые просто стесняются признаться в том, что их одурачили. Что вполне понятно.

Процесс “туробслуживания” (со слов людей, попавшихся на уловку) выглядит следующим образом. Сначала, как и в моем случае, с “везунчика” берут сумму в 500—600 евро. При этом специально оговаривается, что в случае отказа от тура деньги будут возвращены клиенту незамедлительно. Но затем путешественнику говорят, что надо бы заплатить еще денег. Потом еще. В итоге сумма доходит чуть ли не до 80—100 тыс. рублей. А если клиент попадается привередливый и начинает требовать средства назад, то ему сообщают, что они уже переведены в Испанию. Аплодисменты, занавес. Самое интересное то, что фирма скорее всего действительно имеет договор с принимающей стороной в Испании. Не подкопаешься.

Ростуризм знает и предупреждает

— Действительно, на практике потребитель сталкивается с рядом проблем при приобретении данной услуги, — говорит начальник правового управления Федерального агентства по туризму Изо Арахамия. — Например, использование психологического воздействия со стороны фирмы при заключении договора, неполная информация об услуге, отсутствие достоверной оценки качества отдыха. Об этом свидетельствуют поступающие в Ростуризм жалобы потребителей. Дело в том, что до января 2006 года деятельность по продаже прав на клубный отдых подлежала лицензированию, но это было отменено. С января 2007 года отменено также лицензирование турагентской и туроператорской деятельности. В соответствии с Федеральным законом “Об основах туристской деятельности” в настоящее время туроператорской деятельностью может заниматься только юридическое лицо при наличии у него финансового обеспечения и внесении сведений о нем в Единый федеральный реестр туроператоров.

ООО “Г…” в июле 2007 года обратилось в Ростуризм с заявлением о внесении сведений о данной организации в реестр. Однако в связи с несоответствием представленных документов требованиям Федерального закона “Об основах туристской деятельности” ООО “Г…” было отказано. Вместе с тем деятельность “Г…” указывает на то, что данная организация предлагает конечному потребителю комплекс услуг (турпродукт), сформированный иностранным туроператором, вступает с туристом в правоотношения и, соответственно, несет перед ним предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность.

Ростуризм уже инициировал возбуждение уголовных дел в отношении должностных лиц подобного рода компаний. Так, в связи с многочисленными обращениями граждан Ростуризмом были направлены материалы в правоохранительные органы, и по ним в настоящее время ведутся расследования.

Отмена лицензирования для турфирм задумывалось как благо. Хотели облегчить жизнь малому бизнесу. Получилось — см. выше.

По закону та же “Г…” должна представить клиенту (по его требованию) договор с туроператором (мне, само собой, никто про это не сообщил). Поясним для тех, кто не знает. Туроператор — это организация, что формирует, продвигает и реализует туристический продукт. Турагент его только продвигает и реализует. У Ростуризма в связи с отменой лицензирования контрольные функции отняли. По идее, этим должен заниматься Роспотребнадзор, но эта организация не может просто физически держать на контроле все на свете. Этим кое-кто и пользуется. В Ростуризме знают, что в столице действует множество подобных контор, так что будьте бдительны, поймать вас могут где угодно. В других регионах подобных случаев не зарегистрировано. Что вполне объяснимо — как известно, деньги крутятся в Москве. Смысла обрабатывать глубинку, где все друг друга знают, не имеет.

— На сегодняшний день потребителям можно только посоветовать еще до свершения сделки внимательно ознакомиться с правилами клуба, деталями плана клуба, информацией о частных и юридических лицах, владеющих этой собственностью. Внимательно изучите условия договора. Необходимо помнить, что все обязательства, которые принимает на себя фирма, должны быть закреплены документально, — советует Изо Арахамия.

Что делать?

Мой рассказ был бы не совсем полным, если бы я не упомянул еще об одной детали. Пока готовился этот материал, мой счастливый лотерейный билет потерялся. Делать нечего, опять еду на “Багратионовскую”. Поднимаюсь в офис и делюсь проблемой. Девушка в офисе поднимает на меня глаза от пачки лотерейных билетов (или как их правильно называть?) и успокаивает. Ничего страшного, можно пройти собеседование и без билета. Билет ведь так, пустая формальность. Но я хочу именно билет. Тогда меня отправляют искать распространителей на первый этаж. Нахожу. Это уже не Артем, а другой молодец. Он в этот момент как раз обрабатывает очередных простачков. Я его прерываю, объясняю ситуацию. Распространитель даже не заморачивается стиранием защитного слоя. Просто сует мне билетик в руки: дескать, сам разберешься. Фантастика. Вообще, никакой иллюзии игры и праздника выигрыша. Люди ничего не боятся. Для чистоты эксперимента заглядываю опять на Цветной бульвар. И застаю там веселую картину обработки потерпевших. Сидят люди в зале за столиками, слушают сладкие речи. Пытаюсь тоже пройти в зал. Не пускают. Оказывается, лекцию можно прослушать, только заплатив первые денежки. Конспираторы…

Уж не знаю, чем закончится милицейская проверка, но, судя по всему, владельцы этой шарашки не очень по этому поводу переживают. Поможем “веселым и находчивым”? Для этого пострадавшим от действий “Г…” нужно пойти и написать заявление в ОВД ЗАО.


Эта статья взята СЃ сайта kr26.ru Железногорский интернет-портал
Адрес этой статьи:


При полном или частичном использовании материалов сайта ссылка на KR26.info обязательна.
Адрес электронной почты: info@KR26.info
Дизайн, разработка и поддержка сайта: Michael_A_Gayduk