Дата: 23/11/2009 13:58:07
Раздел: 




Корреспондент “МК” на один день влезла в мундир сотрудника ГИБДД. Мысли о том, что придется искать новую работу, сегодня актуальны для многих — от сумы теперь никто у нас не зарекается: ни бизнесмен, ни рабочий. Куда пойти, куда податься, если твое предприятие вылетит в трубу? Вот вроде труд инспектора ДПС непыльный — маши себе палочкой, нарушителей останавливай, где-то и денежку можно в пистолетную кобуру припрятать. Ну есть такая молва среди водителей. Да и объявления, что требуются сотрудники ГИБДД, имеются в наличии. Служба вроде денежная, государственная. График работы день-ночь-отсыпной-выходной. Можно и попробовать. Корреспондент “МК” принарядилась в гаишную экипировку и отправилась на трассу.

Осваивать профессию я поехала в отдел ГИБДД УВД по Красногорскому району Московской области.

И тут поджидал первый сюрприз. Явиться на новую службу было велено к половине седьмого утра. Рановато…

Невыспавшаяся, кое-как собравшись, еду в Красногорск. На въезде в город произошла первая встреча с будущими коллегами: тормозят, проверка документов. Вот делать им нечего в такую рань-то. Это я потом узнала, что за ночь в районе было несколько краж, а именно ранним утром чаще и вывозят похищенное. Инспектора имеют право на осмотр машины и часто там находят много чего интересного.

Пока же я узнала, куда двигаться в незнакомом городе. У кого же еще в 6 утра можно узнать дорогу, как не у сотрудника ГАИ?

Перебираем наряды (это формой называется) перед заступлением на дежурство. Зимняя форма одежды подразумевает брюки, рубашку и китель. Галстук или что-то похожее на бабочку — обязательный аксессуар. Пока надевала, чуть не удушилась. Потом теплые штаны-комбинезон, куртка, пока без подстежки, шапка-ушанка. И вот с 44-го размера я превращаюсь в колобка 50—52-го. Длина ног уже не имеет значения.

— Шапку поправь, волосы набок выпусти, — собирает меня инспектор по пропаганде Алла Ершова. — Ты же девушка, должна выглядеть элегантно.

Интересно, как это сделать в таком прикиде? В правую руку мне вручают жезл, в левую — свисток, и вперед, на построение. И сразу же получаю нагоняй от командира отдельной роты ДПС майора Михаила Брычева за отсутствие на мне светоотражающего жилета и за то, что жезл в левую руку переложила.

Строимся на улице, возле здания. Ответственный по ОГИБДД капитан милиции Игорь Беляев зачитывает сводку:

— В Люберцах угнали “Инфинити” черного цвета, в Сергиевом Посаде красную “Ниву Шевроле”, в деревне Степанцево из садового домика тайно похитили все: стиральную машину, холодильник, кухонную вытяжку, пылесос. Обратить внимание на перевозку подобных вещей. Накануне, в 6 часов вечера, возле автобусной остановки неизвестный водитель на неизвестном автомобиле сбил женщину 1945 года рождения и скрылся с места ДТП, задача собрать доказательную базу, найти очевидцев, ну и самого нарушителя.

Звучит команда: “Наряд! Равняйсь! Смирно! Равнение направо!” Лихорадочно пытаюсь вспомнить уроки ОБЖ. “Равняйсь” — это куда? В итоге окончательно путаю, где право, а где лево, куда же повернуть голову, но слышу “вольно”.

Присутствующий на разводе начальник отдела ГИБДД полковник Виктор Кузнецов информирует: “Месяц мы окончили с показателями по ДТП минус 9 процентов, это 78 происшествий в этом году на 86 за такой же период в прошлом. 7 детей ранено, пострадавших 94, погибших 7 человек, половина из них из-за наездов на пешеходов. Основная задача как вчера, так и сегодня — выявление грубых нарушений: пьяные за рулем, нарушения правил проезда пешеходного перехода, перевозки детей. Также выявление и пресечение преступлений: угонов, квартирных краж — все, что воруется, перевозится на автомобилях”.
Я, видно, оказалась сегодня в Красногорском ГИБДД как нельзя кстати — для усиления личного состава, поскольку нынешний грипп не щадит инспекторов — трое болеют, один в отпуске.

Дежурный осматривает внешний вид личного состава: кому велит подбрить затылок, кого-то, как строгий папа, журит за забытые перчатки в машине, проверяет документы, значки и удостоверения.

Дальше проверка теоретических знаний, в каких случаях можно применять оружие, как и когда его использовать, действия при оформлении ДТП. Теперь, оказывается, все происшествия должны быть обязательно сфотографированы.

Начальство напоминает, что дети сейчас в школу не ходят, значит, ребятни, ходящей по делу и без него, на улице масса, а поэтому в Подмосковье проводится операция “Осенние каникулы”.

—Под вашим зорким наблюдением и моим чутким контролем, — инструктирует полковник Кузнецов, — стоит задача не допустить ДТП с участием детей. Если дети нарушают правила дорожного движения: перебегают улицу, переходят ее в неположенном месте, на красный сигнал светофора или наискосок, вы должны составить карточку учета нарушений ПДД и передать ее в школу. Инспектор по пропаганде потом там проведет занятие. Обратите внимание на то, правильно ли перевозят детей. Машина должна быть оборудована удерживающими устройствами. На переднем сиденье могут находиться школьники только старше 12 лет.

С водителями быть вежливыми и предупредительными. Вольно. Разойтись по машинам.

С экипажем инспекторов отдельной роты ДПС ОГИБДД УВД по району, лейтенантами милиции Сергеем Иванниковым и Андреем Мельниковым, едем "разруливать" пробку на перекресток улицы Маяковского и Волоколамского шоссе. Затор в этом месте - дело привычное. Особо торопящиеся решают объехать скопление машин через город, по улице Маяковского. С нее да плюс еще дублирующей Волоколамку дорожки на две полосы шоссе пытается повернуть налево поток в пять рядов, и, естественно, перегораживает встречную полосу. Пешеходы, пользуясь автомобильной неразберихой, смело шагают на запрещающий сигнал.

Кстати, недавно в Общественную палату Московской области обратилась группа автомобилистов с жалобой на пешеходов: мол, совсем стыд и совесть потеряли с увеличением суммы штрафов для водителей, которые их не пропускают на "зебре". Народ начал шастать через дорогу, даже не смотря по сторонам - водитель пропустит, если платить не хочет.

Мы следим, чтобы авто не ехали на "красный" и не перегораживали федеральную трассу, а пешеходы переходили на "зеленый". Андрей Мельников только и успевает свистеть нарушителям. Какой-то час работы - и уже на Волоколамском шоссе никаких затруднений, ни аварий, ни затора. А еще говорят: мол, где сотрудник ГИБДД - там и пробка. Вранье.


* * *
Дальше едем на аварию, случившуюся на Речной улице. Новенькая "Мазда-3" "поцеловала в багажник" "Шкоду-Октавию". Сергей Иванников устанавливает огораживающие аварию вешки.

- А почему не выставили знак аварийной остановки? - войдя в роль, строго спрашиваю у растерянных водителей.

Форма даже на девушке действует на них впечатляюще. Оправдываются: "забыли", но сразу исправились. М-да, даже небольшая, временная власть делает человека вредным.

Авария незначительная, вроде могли бы оформить страховые полисы сами да и разойтись, но полтора часа ждали, пока закончат работу инспектора. По словам работников ГИБДД, из-за строгостей и коварства страховщиков на них свалилась масса бумажной работы. Незначительных, мелких аварий бывает до нескольких десятков в сутки, и работают инспектора художниками - рисуют схемы весь день.

Проверяем машины на угон, а водителей - на нарушения дорожного движения, на неуплату штрафов. По рации запрашиваем данные у дежурного. Попадаются злостные неплательщики, лишенные прав. Некоторые просто не сдают права, хотя это напрасно, ведь при проверке по базе данных все равно выяснится, что лишены.

- Кроме потерянного времени чем данное ДТП грозит участникам? - спрашиваю инспектора.

- Царапина бампера, машина принадлежит не частному лицу, а фирме, поэтому водитель перестраховывается. Могут быть скрытые повреждения. На современных машинах стоят парктроники, могли они поломаться.

Как все-таки мирно разойтись в такой ситуации? Чтобы вас потом не обвинили в оставлении места ДТП, лучше обезопасить себя распиской: мол, претензий друг к другу не имеем. Не забудьте указать паспортные данные, номер автомобиля и прочие документы.

Следующий вызов - в гаражный кооператив. Девушка получила права только в июле, в августе купила новенький "Форд", к сентябрю поставила его на учет, а выезжать из бокса так и не научилась. В итоге у новой машины процарапан весь правый бок, ее хозяйка Оксана в слезах, а у работников ГИБДД лишняя работа: писать бумаги, чтобы незадачливая барышня получила от страховой компании причитающиеся деньги по "автокаско".

- Сейчас люди по каждой царапине вызывают, - вздыхает Сергей Иванников. - У всех дорогие страховки, и машины недешевые.

Вот бы как-нибудь договориться со страховщиками, чтобы сами они оформляли свои бумаги, - получается, что инспектора тратят больше половины рабочего времени на писанину, а не за порядком на дорогах следят. Но это пока мечты, а в реальности ребята лихо чертят схемы, привычно заполняют десятки бумаг и возят с собой запасной комплект авторучек - неграмотные у нас, видно, автолюбители, за смену ни у одного собственного пишущего прибора не оказалось.


* * *
Теперь работаем по надзору за дорожным движением и выявлению лиц, находящихся в розыске. Здесь мой бенефис. Подрагивающим жезлом останавливаю машину, прошу предъявить документы. Вроде все в порядке. Водитель тоже заметно нервничает. Возвращаю документы, оба облегченно вздыхаем. "Что надо сказать?" - курируют мою работу инспектора. Что я забыла?.. А! "Счастливого пути!" - на разводе нам было велено быть вежливыми и предупредительными.

На высокой скорости мимо пролетает эвакуатор, на призыв остановиться не реагирует. Включаем "люстру", сирену и в погоню. Водитель прихватил покататься на переднее сиденье сынишку Сашу пяти лет и даже забыл его пристегнуть, не говоря уже о специальном удерживающем детском кресле, - непорядок. И папа, и Саша знают, что нарушили правила, но считают опасность пустяковой. Придется выписать штраф. Детскую жизнь сейчас приравняли к взрослой - взыскание 500 рэ, хотя еще недавно нарушение правил перевозки детей обходилось в 100. Все квитанции имеют сейчас номер, приносить их в ГИБДД не обязательно. По этому номеру оплаченный штраф сразу фиксируется в общей базе данных.

С инспектором по пропаганде Аллой Ершовой едем в детский сад, учить детишек правилам дорожного движения, а заодно напомнить, чтобы следили за родителями, нарушающими ПДД.

Малышня окружает яркую мигающую машину, а Алла читает по мегафону лекцию, о том, что такое патрульная машина и как надо переходить улицу. Всего за несколько минут, в игровой форме, детишки выучили сигналы светофора. Поскольку эти занятия проводятся регулярно, малыши знают правила дорожного движения назубок.

Дети обедать, ну а у нас еще дел невпроворот, едем патрулировать город. Знак "ограничение скорости 40" повернут боком - непорядок. Алла фотографирует его, чтобы потом инспектора дорожного надзора вынесли предписание дорожной службе поправить. Вроде бы пустяк, но может повлечь за собой массу неприятностей.

Проверяем камеры фотовидеонаблюдения на бдительность. Разгоняемся, сзади наши номера освещает вспышка - ага, сработала. Всего в Красногорске стоят две такие камеры, да еще одна на Пятницком шоссе, возле больницы. Этого крайне мало. Но за несколько месяцев работы "всевидящее око" приучило водителей соблюдать скоростной режим. А в первые дни горожане ставили рекорды. На улице Маяковского, где пешеходы снуют туда-сюда, мотоциклист ухитрился ехать 157 километров в час. Впереди нас едет "умелец-хитрец", закрыл номер сеточкой. "Не поможет такая уловка, - говорит Алла Ершова. - Даже если техника не смогла считать цифры, то их уже увеличивают вручную, и инспектора разбирают сами номерные знаки".


* * *
Намотавшись и промерзнув в первую половину дня, мы запросились в помещение. Палочкой на дороге "махать" оказалось удовольствием ниже среднего.

И вот она, святая святых, комната, где знают все: кто, когда и где нарушил, а также, что им за это будет, - отделение по административному применению законодательства. Хозяйничает здесь рыженькая барышня, очень серьезная, положение обязывает, майор милиции Светлана Пронина.

Получить водительское удостоверение после лишения, необходимые документы, новые штрафы, право обжалования - все это можно прочитать на стендах. Штраф можно тут же оплатить - стоят банковские терминалы. Прием ведется в двух окнах, так что очередей в Красногорске нет, хотя в день принимают по 60 человек.

В комнату, где хранятся регистрационные знаки и водительские удостоверения, нас даже не пустили. Покопаться в материалах, оформленных на правонарушителей, тоже не дали - информация конфиденциальная. Отсюда после регистрации и рассмотрения документы направляются в суды. Сюда же приходит информация из судов о лишении или о прекращении дела. Здесь регистрируется оплата штрафов. Бумаги на злостных неплательщиков штрафов тоже отсюда направляются к судебным приставам, их где-то 2 тысячи в месяц.

Идут люди с бумагами на обмен водительских удостоверений, по истечении срока давности, посмотреть, есть ли нарушения или лишение прав. Даже если вас лишили в Магадане, получить заново в Подмосковье права не получится - все учтено и записано, можно и 15 суток ареста схлопотать.

Здесь же ставят печати на справки об аварии для страховых компаний. Люди идут со своими проблемами нескончаемым потоком. К часу дня в журнале учета уже записано 32 человека.

Ни одно нарушение не потеряется. На сегодняшний день в административной практике ОГИБДД УВД по Красногорскому муниципальному району находится больше 20 тысяч материалов - это слишком сложно.

Впрочем, в дежурке оказалось не легче. Сегодня ответственный по ОГИБДД старший лейтенант Игорь Соловьев. Именно он отзывался на наши позывные с утра и проверял участников ДТП, водителей, остановленных для проверки документов по базе. Вот и сводка подоспела - с участка похищены электропила и "болгарка". Сведения надо передать патрулирующим машинам, вдруг кто обнаружит украденное. Рация не замолкает ни на секунду: запрос, перебивает другой, и так 12 часов кряду.

В дежурке инспектора, заступая на службу, забирают нагрудные знаки, ключи от машины, путевку и документы - все это домой никогда не уносится. В особый журнал записываются все нарушения, протоколы, ДТП, зафиксированные за день. К концу месяца из них складываются показатели работы отдела ГИБДД.

- А есть какие-то нормы? Типа инспектор должен выписать 10 штрафов, изъять 5 удостоверений за день.

- Нет. Это все байки, распространяемые нарушителями, - уверяет Игорь.

Дежурный по городу не только занимается оперативной информацией, но и анализирует ее, пишет соответствующие отчеты: там затор образовался, сям аварийный участок, тут пришли данные с камеры "Поток".

На карте города кружочками обозначены машины ДПС, ответственный по Красногорску передает вызов ближайшему к месту ДТП экипажу. Выезд на дежурство заносится в журнал, отправиться куда-нибудь по своему усмотрению, например, к теще на блины, инспектора не могут.


* * *
Следующая станция - станция техосмотра. Условия, чтобы выявить все заболевания "железного коня", здесь просто потрясающие. В огромный ангар помещается с десяток машин, включая грузовые. Светло, тепло и дышится легко - на выхлопную трубу механик сразу надевает шланг вытяжки и начинает осмотр.

Со знанием дела сую нос под капот - чего сложного-то номер двигателя с документами сличить? Но не тут-то было, у каждой марки и даже модели номера выбиты в своем месте, иногда так, что приходится изогнуться в позу "зю", чтобы его разглядеть. Это если ты знаешь, где еще его искать.
Нашим гидом здесь стал старший инспектор отделения гостехнадзора капитан милиции Владимир Рожков. Именно через его зоркие глаза проходит сличение документов и узловых агрегатов.

На так называемой трясучке проходит проверка подвески. Тормозной стенд, проверка суммарного люфта, стояночный тормоз, регулировка фар, аптечка, огнетушитель, знак аварийной остановки...

Надо сказать, что не все автовладельцы спокойно реагируют, когда их "лошадку" дергают за разные железные части. Так, рассказал Владимир, одна из посетительниц обвинила контролеров, что во время техосмотра они специально разболтали ей машину и даже прокололи колесо.

Разговоры о том, что пройти техосмотр "нереально или крайне сложно", достаточно беспочвенны. При нас эту процедуру безболезненно прошел с десяток водителей. Другое дело, что люди едут, даже не проверив, горят ли у них габаритные огни, "стопы" и какого года лекарства в аптечке. Кого ж тут винить, если не себя?

- Я на своей машине и в Белоруссию, и в Абхазию езжу, - рассказал владелец 9-летнего "Форда Мондео". - Мне важно знать, что мой автомобиль действительно в исправном состоянии, а не купить техосмотр для "галочки".

У "Форда" оказались проблемы с задней осью - разная тормозная эффективность левого и правого колес. Исправив дефект в течение 20 дней, водитель сможет пройти техосмотр повторно, совершенно бесплатно.

Новые иномарки проходят техосмотр, понятно, легко, но приезжают и раритеты. Из года в год успешно в Красногорске проходит техосмотр "копейка" выпущенная в 70-м, еще с фиатовским двигателем и заводской краской. Впрочем, как сказал Владимир Рожков, считается, что внешний вид на скорость не влияет, поэтому автомобили нынче могут быть раскрашены во все цвета радуги.

До конца смены еще два часа, а я уже падаю от усталости. Инспектора же пока сдадут смену, напишут все отчеты и рапорты, раньше 21 часа домой не уходят. Промерзнув на улице, домой приезжают с температурой и звуковыми галлюцинациями от рации. Легко палочкой махать? Приходите на службу в ГИБДД, где всегда стабильная зарплата! Нет уж, лично я лучше кризис пережду в тепле за компьютером - и напишу о нелегкой работе работников жезла и свистка.


Эта статья взята с сайта kr26.ru Железногорский интернет-портал
Адрес этой статьи:


При полном или частичном использовании материалов сайта ссылка на KR26.info обязательна.
Адрес электронной почты: info@KR26.info
Дизайн, разработка и поддержка сайта: Michael_A_Gayduk