Дата: 21/11/2009 10:09:46
Раздел: 




Один из уважаемых авторов «ЕЖа» задумался: среди какого, вообще-то, народа мы живем? Оно и в самом деле - предмет интересный!

Заглянув в душу народну, он поделился своими находками.

Народ (русский или российский - я так и не понял) у нас офигенно духовный, обладает необыкновенной добротой, какой-то, я бы сказал, всемирной отзывчивостью. К тому же это - народ-государственник и прирожденный коллективист-общинник.

Мысль высекает искру, от которой вспыхивает другая мысль!

Пораженный неожиданными идеями коллеги, я тоже задумался, и у меня как-то родилась эдакая химическая формула души народа: добро-духовного государственника и урожденного коллективиста.

Выношу ее на суд уважаемых «ежей».

Итак, внимание.

Добро-духовность в наших широтах назовем «православием».

Государственничество - «самодержавием».

Коллективизм - «народностью».

Итого: православие - самодержавие - народность.

Это, безусловно, моя формула, так сказать «триада Радзиховского», но она, в сущности, является не более чем развитием смелых и новых идей уважаемого коллеги. В общем, лавры первооткрывателя «анатомии Народа» принадлежат ему, а я лишь подобрал лапидарную словесную оболочку...

Однако творческая мысль, раз проснувшись, не желает дремать.

И я стал думать дальше... И дальше...

И закралось в душу сомнение.

Вначале эмпирическое - видно, не везет мне, но как-то редко встречаешь таких вот «всечеловеко-отзывчивых» людей. Может, конечно, они просто стесняются обнажить душу и для конспирации называют людей нерусских «хачами», «зверями» и относятся к ним тоже... не вполне всечеловечески, так сказать.

Оно конечно, истина познается в сравнении. Как верно указал коллега, американцы просто травят инородцев как тараканов и вбомбливают их в каменный век... По сравнению с ними, мы, отстроившие Грозный после американских бомбежек, выглядим на редкость гуманно. Все так... Но феноменальной я бы все же доброту нашу не назвал.

А вот с государственничеством - того сложнее. Являются ли нежелание платить налоги, соблюдать законы, голосовать и идти в армию родовыми признаками государственников? Вечные разговоры «из Москвы, из Москвы - в Лондон, в США, в Канаду» - это государственничество в действии? Причем, прошу заметить - разговоры ведут исключительно русские люди, ибо люди нерусские, кто хотел, давно уже закончили слова и превратили их в дела.

Но сложнее всего с коллективизмом. Какая-то физиологическая неспособность ни о чем договориться, органическое недоверие друг к другу и вполне иррациональное желание от души поругаться - является ли все это высшей формой коллективизма? Вероятно. Но тогда и надо как-то это маркировать, чтоб отличалось от обычного, вульгарного понимания «общинности», «коллективности» и т.д.
Таким образом, подход коллеги к пониманию народной сути имеет два достоинства: свежесть новизны и логическую красоту. Но и один недостаток - эмпирическую неточность...

А какой может быть иная формула души народной?

Она не так свежа, как приведенная выше. Не претендую я, в отличие от коллеги, и на роль первооткрывателя, хотя кой-какое отношение к этой формуле имел, придумывал ее (в числе прочих, разумеется).

Я вспомнил 1993 год, когда имел отношение к созданию некой партии ДВР, к разработке их слогана. Тогда родилось такое: свобода - собственность - законность. В 1993 это была типичная формула идеального газа - свободы, верно, хватало, собственность активно делили-созидали, но вот дураков, задумывающихся о «законности», что-то я не встречал. Не только в правительстве, Думе, администрации и т.п. местах, где по должности не до соблюдения законов - только успевай выдумывать, но и на более низких ступенях лестницы, для которых, собственно, законы-то и писаны. Писаны - да не читаны...

Но с тех пор прошли десятилетия «либерального каннибализма», как выражается все тот же почтенный коллега-«еж», о котором я говорил.

Каков же их промежуточный итог?

Мне он кажется довольно поучительным.

Впервые в истории России появился массовый слой собственников.

Нет, я не о недодушенном мелко-среднем бизнесе. Я о гораздо большем числе людей.

У всех есть собственность - квартира, дом. В советское время квартиры были неприватизированные - их нельзя было продать, купить. Это была личная, но не частная собственность. Если угодно - феодальная, но не капиталистическая, не денежная. Так же обстояло дело и до революции: 90% населения составляли крестьяне, а они, как известно, жили в «пра-колхозах», в той самой общине. Земля - твоя, но свободно продать-купить ты ее не имеешь права, только по решению того самого «мира», сельского сбора.

Вот уже 20 лет как свободно покупаемая-продаваемая собственность есть у всех. Не только квартиры, но и деньги. Держи в какой хочешь валюте, покупай какие хочешь ценности, ценные бумаги и т.д. Да, в России мало акционеров - миллионы всего лишь. Но до 1917 года их было на всю страну десятки тысяч, а в 1917-91 не было вовсе.

А где собственность в течение уже добрых 20 лет, там поневоле и свобода обращения с ней. Там же - и законность. Иначе, как без закона покупать, продавать, как, не зная закон, обходить закон (о налогах, допустим)? Так что народ малость в законах поднаторел. А главное - усвоил само это слово.

Сотни лет (тысячу лет?) закон был один - воля Божья, она же воля Начальства. Отчасти оно и сейчас так. Но только отчасти. Уважение к писаным законам, равно как и их значение - совсем не то, что при царе или при совке. Само собой, при царе были люди, знавшие законы, но это были ничтожные проценты, остальные, как верно заметил коллега, «еж»-народник, «жили по правде». Но как по правде продашь квартиру, получишь кредит, оплатишь страховой полис? Маловаты темы для Правды-то... С другой стороны, и Правды-матушки маловато для представления залога по кредиту... В общем, законы нагло влезли в жизнь людскую! Как в либеральных джунглях каких-то...

Одно хорошо - когда речь идет о политике или макроэкономике (растребушить олигархов с огнем и дымом) народ по-прежнему мыслит «по правде». Впрочем, примерно так относятся к олигархам и в Европе, где, правда, дело не ограничивается руганью, а периодически доходит и до разного рода национализаций - к восторгу просвещенных аборигенов.

Вот какая у нас сложилась - как мне видится - система.

Мелкобуржуазная и макрофеодальная.

Мелко - это в том, что меня касается. Моей собственности, моих личных прав и свобод (ох, как же хорошо их понимает наш народ! Сколько же тысяч прошений не ленится отправлять в Страсбург - чтоб выдурить деньги у любимой Родины!). Полнейший индивидуализм, расчет, знание законов и желание их оборачивать к своей пользе-выгоде.

Макро - это во всем остальном. Когда речь идет о футболе (с Грузией, США, Прибалтикой или иными врагами), о выборах между «Е» и «Р», о папе-Сталине и маме-Нации...

Тут все по-доброму, по-феодальному.

Я - отдельно. Страна и политика - отдельно.

Система не лишена, я бы сказал, некоторых противоречий - что является залогом ее способности к диалектическому развитию.

Вот к таким мыслям меня подтолкнул высокочтимый коллега.


Эта статья взята СЃ сайта kr26.ru Железногорский интернет-портал
Адрес этой статьи:


При полном или частичном использовании материалов сайта ссылка на KR26.info обязательна.
Адрес электронной почты: info@KR26.info
Дизайн, разработка и поддержка сайта: Michael_A_Gayduk