Исполнительный директор Российско-Британской торговой палаты Стивен Диэл о возможности ренессанса в отношениях между Москвой и Лондоном
РГ : История российско-британских отношений последнего времени напоминает плохо написанный шпионский триллер, в котором трудно понять суть интриги, задуманной автором. В чем же на самом деле состоит интрига этих запутанных отношений, из которых так нелегко выруливается сегодня ?
Стивен Диэл : На самом деле ренессанс был. В первые три года президентства Владимира Путина отношения между Британией и Россией были очень хорошими. Полным бенефисом стал визит Путина в Лондон в июне 2003-его - первый государственный визит российского главы в Великобританию, начиная с 1874 года.
Но уже осенью того же года ситуация изменилась, причиной тому стало " дело ЮКОСа" и арест Ходорковского. Британские политики, дипломаты и даже в определенной степени бизнесмены вдруг стали относиться к России более сдержанно.
Личные отношения между Владимиром Путиным и тогдашним британским премьером Тони Блэром тоже испорились и покатились по наклонной, хотя ни один из них, кажется, не хотел этого. Такое соскальзывание всегда трудно остановить без твердой на то политической воли с обеих сторон. Но эту трудность особенно усугубила последовавшая затем история Литвиненко - отношения перешли в еще более напряженную стадию. В ту стадию, когда выруливать уже непросто . Даже если бы ради улучшения отношений стороны захотели обменяться визитами на высшем уровне, это было бы весьма рискованное предприятие с точки зрения возможной "потери лица".
И однако невзирая на воспаленные политические отношения, деловые связи между нашими странами продлжали улучшаться. Что лишь доказывало: бизнесмены - лучшие прагматики, чем политики.
РГ : Кто из двоих больше повинен в том, что процесс восстановления отношений затянулся на неприлично долгих шесть лет ? "Таймс", накануне недавнего визита Дэвида Милибэнда в Москву, в своем комментарии дала свой ответ на этот вопрос : "Как бы ни желал г-н Милибэнд сотрудничества с Россией, одного его желания мало. Россия на сотрудничество не идет ". Именно Москву газета обвинила в том, что ее отношения с Лондоном находятся на такой низкой точке. Вы согласны с этим ?
Диэл : К сожалению, до самого последнего времени Россия создавала своим часто неуклюжим пиаром именно такое ощущение. Сдается мне, что кто-то на верхнем этаже российского руководства посылал неправильный сигнал, что России не следует быть слишком дружественной и приветливой с Западом, потому что это-де было бы признаком ее слабости. Тем самым в последние годы Россия создала о себе устойчивое представление на Западе, что россиян, якобы, абсолютно не заботит, любят их страну или нет. И это тем более распалило тех западных деятелей, которые до сих пор мыслят категориями "холодной войны". Таким образом образовался порочный круг...
Вина лежит, на мой взгляд, на обеих сторонах. Но если бы все больше влиятельных российских политиков и бизнесменов перестали рассматривать протянутую руку дружбы как знак слабости, прийти к взаимопониманию стало бы намного легче. Дмитрий Медведев взял самую правильную ноту, заявив в своем обращении к Федеральному Собранию: "Нам нечего, как принято говорить, "надувать щеки". Мы заинтересованы в притоке в страну капиталов, новых технологий и передовых идей. Знаем, что и наши партнеры рассчитывают на сближение с Россией для реализации своих приоритетных задач. Поэтому наша внешняя политика должна быть исключительно прагматичной." Это именно то, чего многие "болельщики" России - я в том числе - давно от нее ждали.
РГ : Во взаимоотношениях двух сторон, если брать чисто прагматическую составляющую, не всегда присутствует абсолюна равная заинтересованость друг в друге. В случае России и Британии - кто больше теряет от плохих отношений ? Кто больше выиграет от отношений хороших ?
Диэл : С точки зрения бизнеса, Россия очевидно может потерять больше от плохих отношений с Британией. Глобальный кризис ударил по России сильнее, чем по Британии. К тому же круг надежных торговых партнеров у Соединенного Королевства шире, чем у России. А вот с политической точки зрения обе страны теряют в равной степени в период охлаждения и обе в равной степени выигрывают от потепления.
РГ : Недавний визит министра иностранных дел Британии Дэвида Милибэнда в Москву нельзя интерпретировать иначе как сигнал готовности Британии начинать конструктивный диалог с Россией. Что нужно сделать с обеих сторон, чтобы этот диалог начал как можно быстрее набирать обороты ?
Диэл : Следующий шаг должна сделать Москва. Российский министр иностранных дел должен дать понять в дипломатических кругах, что он готов приехать в Лондон для продолжения диалога. Если это произойдет в ближайшие месяцы, то появится реальная возможность для подлинного улучшения отношений. Он может решить подождать до всеобщих парламентских выборов в Британии - которые должны пройти до середины 2010 года - но важно, чтобы в следующем году такой визит состоялся. Если визита не будет, тогда мы рискуем соскользнуть назад в ситуацию стагнации последних лет, которая никому не выгодна.
РГ : Самые насущные вопросы двусторонних отношений в ходе визита Дэвида Милибэнда решены, однако, не были. В частности, продолжает "висеть" визовой вопрос. Британская пресса со ссылкой на британских дипломатов указывала недавно, что меры с визами вызвали "несоразмерное раздражение " высокопоставленных российских бюрократов, которые любят ходить по лондонским магазинам и отправляют своих детей в британские частные школы. А разве на самом деле не повлияло ужесточение визового режима на деловые отношения двух стран?
Диэл : Без сомнения повлияло. Однако, что произошло на самом деле. Британское министерство внутренних дел создало "Пограничное Агенство Соединенного Королевства" [UKBA] с целью стандартизации процесса выдачи британских виз по всему миру. Но система в целом ряде случаев оказалась слишком негибкой, плюс обнаружились серьезные технологические недоработки. К сожалению, некоторыми это было расценено как политическая акция. Но это не было политической акцией. Это был всего лишь в чистом виде пример бюрократии и ошибок конкретных разработчиков.
Это правда, британская сторона начала выдавать визы очень короткого срока действия, ровно на период служебной командировки в Соединенное Королевство российских официальных лиц. Но это было сделано потому, что российская сторона традиционно выдавала британским официальным лицам точно такие же визы !
В Россию, как правило, визу для британцев получить легче. Но зато она и дороже. Разумеется, покуда визовой режим между нашими странами все еще существует, обеим сторонам необходимо максимально упростить и ускорить процедуру выдачи виз. Это помеха для бизнеса, хотя бизнесменам заинтересованным в поездке всегда как-то удается решить эти проблемы. РГ : Парадоксально , но факт : пока наши дипломаты говорят о " трудно преодолимых" сложностях в отношениях Британии и России британские капитаны бизнеса, не отрицая наличия определенных озабоченностей, подчеркивают, что торговать с Россией и инвестировать в Россию заметно легче, чем имея дело с другими странами. Как можно объяснить такой парадокс ?
Диэл : Ключ к успеху ведения бизнеса в России заключается в нахождении правильного партнера. Начало этого процесса обычно медленное, подчас болезненное. Но есть смысл инвестировать терпение и усилия в этот стартовый период. Потому что как только все более-менее становится по своим местам, бизнес может начать развиваться очень стремительно и очень успешно. И деловые отношения с российскими партнерами могут сложиться самым продуктивным образом.
Между тем некоторые убеждены, что в России легко делать деньги и что иностранный инвестор идет туда именно за "легким деньгами". Я считаю, что говорить о "легких деньгах" в применении к российскому рынку - наивно. Этот рынок очень непростой. Вы получаете желаемый приз только если готовы пройти через серьезные трудности.
РГ : Россия, как известно, готовится провести вторую волну приватизации. Будет ли это на благо британскому бизнесу ? С кем легче иметь дело и договариваться вашим бизнесменам - с российскими государственными чиновниками или с частным бизнесом ?
Диэл : Бизнесмену всегда легче имет дело с бизнесменом. Но именно потому, что Россия имеет пирамидальную структуру, так называемую властную вертикаль, то для успешного ведения дела иностранному бизнесмену исключительно важно выстроить хорошие отношения также с государственной властью в России.
РГ : Международное энергетическое агенство выступило недавно с прогнозом о грядущем переизбытке природного газа в Европе, что может, якобы, нанести ощутимый удар по экономике таких стран как Россия, Иран и Катар. Британские аналитики заключают из этого, что, в частности, ослабнет влияние "Газпрома " на страны -потребители и страны, через которые осуществляется транзит газа. Иначе говоря, рисуется радужная картина избавление Европы от российской газовой зависимости. В самом ли деле зависимость от российского газа так кабально тяжка для Европы и Британии ?
Диэл : Британия менее зависима от российского газа, чем многие другие европейские страны. Однако покуда Россия будет демонстрировать свою надежность в качестве торгового партнера, как в случае с газовым рынком, так и на других рынках, она сохранит свои солидные позиции и в Британии, и по всей Европе. Для России, однако, наступает время серьезно подумать об альтернативных источниках энергии - ни газ, ни нефть не будут добываться вечно.
РГ : В каких новых направлениях расширяется сегодня британо-российское деловое сотрудничество ?
Диэл : В начале ноября в Лондоне прошло очень значительное по обсуждаемой повестке дня заседание Межправительственного российско-британского Комитета по торговле и инвестициям, которое состоялось впервые после долгого семилетнего перерыва.
Обсуждались шесть основополагающих элементов, которые должны стать приоритетными направлениями двустороннего сотрудничества на обозримый период. Прежде всего это развитие финансовых услуг, особенно с учетом, что Москва ставит цель стать глобальным финансовым центром. Кроме того, стороны обсуждали вопросы деловой среды - как два наших правительства могут сделать бизнес-климат более мягким и благоприятным для обеих сторон, с особыи акцентом на возможность активного сотрудничства малого и среднего бизнеса Британии и России.
Запланировали обмен опытом в области высоких технлогий - особенно, нанотехнологий. Точно также будем обмениваться "олимпийским" опытом : Лондон передаст Сочи свои наработки не только в спортивной сфере, но и в более широких областях развития инфраструктуры и взаимного ссотрудничества. Обсуждали таможенное сотрудничество, авиаперевозки, бизнес-перевозки и визовые проблемы для бизнесменов.
РГ : Возможно ли ожидать перемен в российско-британских отношениях, если в следующем году к власти придет консервативное правительство Дэвида Кэмерона ?
Диэл : Традиционно консервативные правительства Соединенного Королевства имели хорошие рабочие отношения с Москвой. И правительство Кэмерона, вероятно, не станет исключением и захочет продолжить путь к нормализации дипломатических отношений после периода стагнации 2003- 2008 годов. Если же учесть, что консерваторы всегда поддерживали предпринимательский дух, можно с немалой долей вероятности ожидать, что что они будут настроены на дальнейшее улучшение деловых отношений с Россией.
|