Дата: 17/11/2009 4:46:38
Раздел: 




Послание Дмитрия Медведева Федеральному Собранию вызвало вполне обоснованные обвинения в маниловщине. Если исходить из того, что Медведев действительно собирается осуществлять модернизацию страны, то очевидно, что космические масштабы задуманного совершенно не соответствуют реальным возможностям экономики. Однако истинной целью медведевской «модернизации» является не очередной «рывок» в развитии, а сохранение нынешней политико-экономической модели с некоторыми косметическими корректировками.

«Модернизационный» проект Медведева должен решить ряд задач, вставших перед обанкротившейся путинской номенклатурой:

1. Создается новый механизм для «распила бабла»

Предполагается вбухать большие деньги в некие «современные технологии». Причем конечный результат «научных изысканий» заранее неизвестен. Как в русских сказках: «Найди то, не знаю что». Такой подход открывает широкий простор для коррупционного творчества не только в области загадочных нанотехнологий, но и в более осязаемых отраслях: космической, приборостроительной и проч. Будучи вице-премьером, Медведев занимался «национальными проектами» и по достоинству оценил их преимущества: много рекламы, широчайшие возможности по распоряжению финансовыми средствами, отсутствие ответственности за конечный результат проекта. Теперь эта схема будет применяться в более широких масштабах.

2. С элит снимается ответственность за кризисное состояние экономики

Кризис случился не потому, что много воровали и ничего для развития страны не делали, а потому, что не ставили перед собой амбициозных целей. Скромничали. И вдруг выяснилось, что без срочной модернизации экономике грозит катастрофа. Поэтому некогда искать виноватых. Нужно всем сообща в кратчайшие сроки модернизировать страну. Этот прием использовался и советскими лидерами (собственно, у них он и слизан). Хрущев свалил «перегибы» индустриализации и коллективизации лично на т. Сталина, выведя из-под удара партию, и призвал к построению коммунизма за 20 лет с целью «догнать и перегнать Америку». Роль Сталина исполняет Ельцин с его эпохой «проклятых девяностых»; «Стратегия 2020» (она же «План Путина») соответствует Программе строительства коммунизма, принятой на XXII съезде КПСС; «партией» является симбиоз бюрократии и олигархии, выступающий под брендом «сильное государство»; роль Америки выполняет Америка. В данном компоненте ничего не изменилось.

3. «Модернизационный» проект призван сохранить консенсус в элитах

В годы нефтяного бума консенсус поддерживался через систему централизованного распределения сверхдоходов между «своими», которая известна как «вертикаль власти». Истинное предназначение этой «вертикали» - централизация и упорядочение коррупционных потоков в соответствии с определенной системой иерархии. Падение цен на нефть, утрата доступа к дешевым западным кредитам и бегство капитала из страны изрядно пошатнули коррупционную «вертикаль». Для того чтобы ее сохранить и укрепить, нужна новая основа, новый источник обогащения. Освоение «модернизационных» бюджетов и является такой основой.
4. Совершение «инвестиционного прорыва»

Этот термин недавно употребил Путин на встрече с иностранными инвесторами в гостинице «Балчуг». Когда российские руководители начинают говорить о «прорыве» в какой-либо сфере, это означает, что дела в ней обстоят плохо. Крупные, долговременные инвестиции в Россию не идут. А без западного капитала российская экономика особых возможностей для халявного обогащения не предоставляет. Поэтому рекламный аспект «модернизационного» проекта является одним из ключевых. Нужно убедить иностранных инвесторов вкладывать в российскую «модернизацию», чтобы было на чем погреть руки. Либеральная риторика Медведева является важным PR-элементом этого проекта. Запад должен увидеть в нем «своего» и поверить в желание президента демократизировать страну. На возражения о том, почему он этого не делает, Медведев всегда может парировать, что за ним по пятам ходит премьер с маузером Дзержинского и пока такой возможности нет. Но дайте срок. Поддержите материально. А там и выборы не за горами. Разберемся и с Путиным.

5. Сохранение монополизма в политике и экономике

Проект «модернизации» призван закрепить монопольное положение нынешней элиты в политике и экономике. Изменению подлежат формы осуществления монополии. Например, госкорпорации отягощены долгами и «навара» уже не дают. Поэтому логично от них отказаться, долги списать и затеять новые, более перспективные в финансовом плане проекты и схемы. Но вся операция по перестройке системы «распила бабла» будет по-прежнему осуществляться централизованно из ЦУС (Центра управления страной) «Кремль». Политическая «либерализация» не коснется устоев нынешней системы. Опять же в чисто рекламных целях будет сделан упор на разного рода гуманитарные инициативы (например, поддержка некоммерческих фондов социальной направленности), техническое переоснащение избиркомов и прочие косметические мероприятия.

Возникает закономерный вопрос: нужна ли России такая «модернизация»? Ответ очевиден: не только не нужна, но и вредна. Ни о какой модернизации в России не имеет смысла говорить до тех пор, пока не будет решен вопрос о государстве.

Сегодня в России государства, в современном понимании, нет. Государственная машина приватизирована номенклатурой и примкнувшей к ней олигархией. Собственно «олигархи» - это часть номенклатуры, курирующая бизнес-проекты. «Собственность» в России - не юридическая категория. Не случаен оборот «кусок собственности». Иными словами, «собственность» - это вся Россия, поделенная на отдельные «латифундии» между «своими» согласно иерархическим критериям. Чем выше человек в номенклатурной иерархии, тем больший «кусок» ему достается. В такой системе основной является аппаратная конкуренция, а не экономическая.

Государственная машина необходима для того, чтобы вся эта система выглядела легитимной. Разбой под «крышей» государства преподносится как «забота о национальных интересах».

Государство является важнейшим источником социального статуса. Богатство не позволяет решить эту проблему на должном уровне. Поэтому многие бизнесмены стремятся стать депутатами, получить госнаграды и т.д. В этом смысле бизнес очень «патриотичен». Российское государство, его многовековая великая история - бренд, к которому очень выгодно прилепиться.

Благотворен этот источник и для чиновников. В период кризиса стали к месту и не к месту вспоминать победу во Второй мировой войне. Медведев не случайно завершил свое Послание, перекинув «мост» от ветеранов войны к современному поколению и призвав к победам в будущем. Бренд «великой державы» выгоден тем, что под него можно списать множество «ошибок», «перегибов» и проч. Когда перед страной стоят задачи космического масштаба, то неизбежны отдельные недочеты, просчеты, даже провалы. На пути к великой цели можно много дров наломать. Но это все пустяки по сравнению с тем дивом, которое светит россиянам в недалеком будущем - в 2020 году.

Путин пришел к власти на волне мощного общественного запроса на укрепление и деприватизацию государства. Однако он сделал ровно противоположное - уничтожил государство как общественный институт, превратив его в частную корпорацию. Ельцин пытался сохранить хоть какое-то подобие разделения властей, сопротивлялся власти олигархов и номенклатуры, периодически провоцируя политические кризисы и «подвешивая» ситуацию. Путин вообще отказался от публичной политики и связанных с ней институтов. Он превратил государство в номенклатурно-олигархическую лавочку. Благодаря системе пропаганды удалось создать образы Путина и «государства» не только не соответствующие, но прямо противоположные тем, что наличествуют в реальности. Путин - антигосударственник, разрушивший остатки российской государственности. Телевизионная «картинка»: «национальный лидер», «сильная рука», укрепившая государство.

Медведев продолжает движение в том же направлении. Своим «модернизационным» проектом он получает возможность перекупить путинскую элиту. Методы Путина уже не работают в новых условиях. Если раньше западный бизнес вкладывал в Россию «под Путина» (многие западные бизнесмены поддерживали в прессе идею третьего срока Путина, которого они считали гарантом стабильных «правил игры»), то сегодня ситуация обратная - «под Путина» ничего не дают. Бренд дискредитирован. Поэтому номенклатура раскручивает новый привлекательный для Запада образ - Медведева. «Под Медведева» тоже пока денег не дают. Мешает тень предшественника. Но Путин стремительно теряет очки не только на международной арене, но и в России. На выборы 11 октября избиратели не пришли. О реальной явке ходит много версий, но даже официально заявленная явка крайне мала. За «партию Путина» - «Единую Россию» электорат голосовать не желает. Разочаровались. «Путинского большинства» уже нет. Официозные рейтинги Путина не должны вводить в заблуждение. Они из той же серии, что и официальные итоги выборов. Система, построенная на Большой лжи, реальные факты отторгает. Ее задача - искажать реальность, а не отображать ее. Элитный рейтинг Путина также падает. Оскудела рука дающего.

Следующий шаг номенклатуры по защите своих позиций - создание «партии Медведева», мягкое задвигание стареющего «национального лидера» (в элитной войне «всех против всех» явно никто не заинтересован - велик шанс проигрыша, которым могут воспользоваться «чужие», несистемные игроки) и раскрутка «модернизационного» проекта. Вчерашние «путинцы» стройными рядами перейдут в «медведевцы» под знамена партии «Модернизационная Россия», «Россия, вперед!» или чего-то в этом роде. Медведев молод, под него можно выстроиться лет на пятнадцать вперед. А там видно будет. Под фанфары о модернизации России, «возрождении величия на новой основе» начнется «распил бабла» с применением современных технологий в этой тонкой сфере. Пропагандистская машина начнет формировать «медведевское», «модернизационное» большинство. Марина Литвинович очень верно подметила этот новый тренд и вбросила в информпространство сам термин «медведевское большинство». Идея Литвинович состояла в том, чтобы оппозиция перехватила модернизационную «повестку дня» и сформировала большинство под реальную модернизацию. Но оппозиция сейчас не готова поднять брошенную перчатку. А у номенклатуры значительный ресурсный перевес, который позволяет пока играть в «модернизационные» игры.

В реальности для решения насущных задач никакие супертехнологические «прорывы» не нужны. Для строительства дорог, газификации страны, обновления подвижного состава ж/д, строительства экономичного жилья, замены обветшавших коммуникаций и т.д. не требуются нанотехнологии и прочие гламурные прибамбасы. Достаточно освоить уже имеющие технологии. Что весьма успешно делают соседи - китайцы. Прежде, чем кидаться в технологическую гонку с Америкой, не мешало бы привести в порядок то, что в России еще худо-бедно работает. Но паразитирующей на обществе элите это невыгодно. Ей подавай «модернизацию».

В обозримом будущем в России не будет ни реальной, ни виртуальной модернизации. Ни для той, ни для другой ресурсов уже недостаточно. Развал государства зашел слишком далеко. Дальше только развал страны. Но у россиян хорошо развит инстинкт самосохранения. Первая реакция избирателей на кризис, как показали выборы 11 октября, - пофигизм. Это защитная реакция на возникшую угрозу, когда непонятно, как на нее отвечать. Однако социально-экономическая ситуация продолжает ухудшаться, и «маятник эмоций» неизбежно качнется в другую сторону. За пофигизмом и эскапизмом может последовать вспышка агрессии, потушить которую не сможет никакой ОМОН. Милиционеры уже сами начинают потихоньку бунтовать и бороться за свои права. Майор Дымовский - только начало процесса. Жадность и эгоизм правящей элиты провоцируют общество на реакцию, далекую от цивилизованных форм. Русский бунт является порождением властного произвола. Произвола становится все больше, шансов избежать революционного сценария - все меньше. Модернизацию пока придется отложить.


Эта статья взята СЃ сайта kr26.ru Железногорский интернет-портал
Адрес этой статьи:


При полном или частичном использовании материалов сайта ссылка на KR26.info обязательна.
Адрес электронной почты: info@KR26.info
Дизайн, разработка и поддержка сайта: Michael_A_Gayduk