Правительство планирует переселить тысячи уволенных работников «АвтоВАЗа» в Калужскую область в рамках программы реорганизации моногородов. Если пилотный проект в Тольятти будет реализован, предложение переехать будет сделано жителям других моногородов. Переселение жителей моногородов не может быть массовым, предупреждают эксперты.
Один из планов реструктуризации «АвтоВАЗа», рассматриваемых в правительстве России, предусматривает переселение части сокращенных сотрудников предприятия в Калужскую область и их трудоустройство на заводах Volkswagen, рассказал Infox.ru источник, знакомый с ходом консультаций в правительстве, сотрудник администрации Тольятти и представитель администрации Калужской области.
Переезд работников «АвтоВАЗа» должен стать экспериментальным проектом по реорганизации моногородов (то есть населенных пунктов, большая часть работоспособного населения которого трудится на одном градообразующем предприятии). В случае его утверждения вопрос переселения станет актуальным для жителей нескольких сотен других проблемных моногородов, пояснил источник. Бюджет пилотного проекта источник оценивает в $1 млрд. Инженеры готовятся к переезду
Изначально план переселения сотрудников «АвтоВАЗа», трудоустройство которых в Тольятти невозможно, разрабатывался администрацией Калужской области с привлечением консалтинговой компании Strategy Partners. «После обмена мнениями с администрацией Калужской области мы пришли к выводу, что область может абсорбировать до 5 тыс. сотрудников», - рассказал Infox.ru Александр Идрисов, управляющий партнер компании Strategy Partners, консультирующей администрацию Калужской области по этому проекту. По его словам, проект будет подготовлен в течение текущей недели. «Оценки, во сколько обойдется переезд сотрудников бюджету, называть преждевременно, но в любом случае это выгоднее, чем платить людям пособие по безработице, - отметил Александр Идрисов. - А главное - экономике России выгодно выводить людей оттуда, где какое-то время будет сохраняться депрессивная ситуация, и перемещать туда, где есть потенциал экономического роста. На создание новых рабочих мест в Тольятти потребуется время, а переезд - это срочная мера. Для Самарской области, может быть, это не самый выгодный вариант, но в данном случае нужно думать в первую очередь о людях».
Возможность миграции сотрудников «АвтоВАЗа» из Тольятти в Калужскую область действительно прорабатывается, но сроки переезда, количество переезжающих, обеспечение их жильем и прочие частные вопросы пока остаются дискуссионными, подтвердил один из чиновников правительства Самарской области. Начальник пресс-центра «АвтоВАЗа» Александр Шмыгов не стал комментировать проект Калужской области.
Лидер профсоюза «Единство» (при «АвтоВАЗе») Петр Золотарев рассказал, что предложение о переезде уволенных сотрудников «АвтоВАЗа» «поступило от руководства Volkswagen, который расширяет свои мощности в Калужской области и нуждается в рабочей силе». Подробности переговоров о переезде профсоюзному активисту неизвестны. Александр Идрисов говорит, что проект переселения может затронуть 5 тыс. работников «АвтоВАЗа». По информации представителя мэрии Тольятти, предложение переехать будет сделано работникам инженерно-технического корпуса.
«Проблема в том, что очень хороших специалистов с «АвтоВАЗа» не уволят, а низкоквалифицированные не нужны в Калуге, - говорит директор отраслевого аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков. - Конечно, специалисты очень высокого уровня есть среди сотрудников пенсионного и предпенсионного уровня, но они не настолько мобильны, чтобы на старости лет ехать из Тольятти, в котором они прожили всю жизнь, в Калугу».
Александр Идрисов не соглашается: «Я не думаю, что при том масштабном сокращении, которое планируется на «АвтоВАЗе», в число уволенных не попадут высококвалифицированные люди».
Согласно планам правительства и руководства «АвтоВАЗа», на предприятии должно остаться 74 тыс. сотрудников. В начале года работали 106 тыс. человек, а сейчас осталось 93-94 тыс. То есть всего сократят 32 тыс. относительно уровня начала года или 20 тыс. по сравнению с текущим уровнем.
На каждого уволенного с АвтоВАЗа приходится по два-три уволенных с предприятий-смежников, также расположенных в Тольятти, говорит Сергей Целиков. «На «АвтоВАЗ-Агрегате» уже больше 1,5 тыс. человек сократили, на «Детальстройконструкции» - порядка 700 человек, на Тольяттинском заводе технологического оснащения сокращают половину и так далее, - перечисляет эксперт. - Параллельно с «АвтоВАЗом» начало сокращаться все кругом. Поставщики и дилеры начали сокращать людей. Люди теряют работу - меньше покупают, падает выручка в магазинах. Недвижимость каждый месяц валится и валится. Практически все риэлтеры в городе - почти банкроты».
Мест нет
Накопленный в России опыт свидетельствует о том, что переселение жителей моногородов не может быть массовым, говорит директор Института реформирования общественных финансов Владимир Климанов. Например, при создании в конце 1970-х - начале 1980-х годов Старооскольского металлургического комбината из других регионов СССР туда переезжали лишь высококвалифицированные инженеры, а неквалифицированная рабочая сила в основном привлекалась из ближайших областей. «Логично ожидать, что и в Калуге основная масса рабочих будет сформирована местными кадрами, не обязательно только из Калужской, но и из соседней Брянской области», - полагает Владимир Климанов, но допускает, что «при адекватном стимулирования со стороны государства» возможно переселение из Тольятти «нескольких десятков, максимум - пары сотен высококвалифицированных кадров». Директор института рассказывает, что уже сейчас в Калужскую область на менеджерские позиции переехали сотрудники из стран СНГ, в частности из Узбекистана.
Директор региональной программы Независимого института социальной политики профессор Наталья Зубаревич допускает, что «через несколько лет при развитии автомобильного кластера Калуга столкнется с дефицитом трудовых ресурсов и перетащит часть занятых на «АвтоВАЗе», но это будет не в 2009 году и, скорее всего, не в 2010-м». «При этом совершенно понятно, что увольнять с «АвтоВАЗа» надо уже сейчас, - подчеркивает она. - Так что по времени это не сильно связанные между собой меры». Профессор считает, что самый простой вариант - «когда люди едут в Калугу на время как трудовые мигранты, а не переезжают на постоянное место жительства с семьями».
|